«КОРТРОС-Пермь» завершает масштабную стройку в центре города
Анатолий Маховиков: Найти баланс интересов жителей, власти и бизнеса – основная задача компании
03.08.2020
Как же быстро летит время! Кажется, совсем недавно затихли дискуссии вокруг судьбы 179-го квартала в центре Перми. А сегодня здесь тысячи новоселов, на детских площадках шумит ребятня, которая скоро отправится в детский сад, возведенный в квартале застройщиком в рамках соглашения с городом и краевыми властями. Еще несколько недель – и строительная техника покинет готовый объект.
В июле в руководстве АО «КОРТРОС-Пермь» произошли перемены, для многих ставшие неожиданными. О ходе строительства, планах компании и перспективах строительной отрасли в Перми в целом рассказывает Анатолий Маховиков, недавно возглавивший проектный офис компании.
- Анатолий Юрьевич, с чем связано это неожиданное решение?
- Для меня оно не было спонтанным. Я давно планировал оставить госслужбу. Два года назад были договоренности о том, что я стану вице-президентом Пермской торгово-промышленной палаты. Но в то время на региональном уровне были серьезные сложности во взаимоотношениях бизнеса и власти, и Максим Геннадьевич Решетников попросил меня занять должность уполномоченного по защите прав предпринимателей. И я согласился помочь.
За два года сделано достаточно много – наметились перемены в налоговой политике региона, внесен ряд законодательных инициатив на федеральный уровень, снизилось давление на бизнес. А в этом году в связи с пандемией на всех уровнях предпринимаются беспрецедентные меры поддержки бизнеса. В Пермском крае под руководством врио губернатора Дмитрия Николаевича Махонина приняты максимально широкие пакеты мер поддержки – по этому показателю регион вошел в десятку лучших субъектов.
Это с одной стороны. С другой - работа в КОРТРОСе привлекает сложностью, новым уровнем задач. Мне это интересно.
– Официальное название вашей должности – генеральный директор проектного офиса АО «КОРТРОС-Пермь». Что это за структура?
- Тут не имеется в виду какой-то частный проект. Скорее речь идет о проектном подходе в широком смысле, решении ключевых задач ГК «КОРТРОС» в Перми. А ключевой вопрос сегодня – это, конечно, земля.
- Это понятно – проект в квартале 179 близок к завершению. Есть какие-то подвижки в подборе новой площадки? Прежнее руководство АО «КОРТРОС-Пермь» не скрывало заинтересованности в проекте «Пермь-сити» в районе ДКЖ...
- Мы сейчас прорабатываем 4 варианта, еще будем обсуждать их с ГК «КОРТРОС». Территория ДКЖ и сегодня рассматривается как приоритетная, есть предварительные договоренности о приобретении участка в 3 гектара.
- А что такое 3 гектара с точки зрения строительства?
- Это 60 тысяч кв. метров жилья и полтора года работы. Не наш масштаб, конечно. Работаем над приобретением еще нескольких участков на этой территории у разных собственников. Кроме того, рассматриваем также площадку в Мотовилихе.
- А другие направления приложения возможностей «КОРТРОСа», помимо жилищного строительства, не рассматриваются?
- Вообще масштабных задач для строителей в Перми достаточно, особенно имея в виду предстоящий юбилей города. Но это если решать их совместно с властью. В частности, это могла бы быть реновация застроенных территорий. В Москве вон не только реконструируют пятиэтажки, но уже и сносят их под современное строительство.
В Перми об этом, конечно, говорить рано. Но вот, к примеру, жилые двухэтажки на той же улице Куйбышева можно было бы и снести. Зачем они в центре города? На этой территории вполне возможно развернуть современную застройку.
Или возьмем приведение в порядок фасадов в центре города. Дело хорошее, конечно, но с привлечением застройщиков можно было бы не просто подновить фасад, а реконструировать этот жилой фонд.
И к реконструкции пятиэтажек при объединении усилий власти и застройщиков можно было бы подойти комплексно: модернизировать сети, обустроить новые фасады, лоджии, за счет пристроев увеличить метраж, создать современную территорию.
- «КОРТРОС» известен как пионер комплексного развития территорий. Применительно к старому жилому фонду такой подход возможен?
- Конечно. Я имею в виду именно комплексную реновацию, кварталами, особенно там, где у нас достаточно рыхлая пятиэтажная застройка, – на улице Газеты «Звезда», например.
- Возможно, жители таких домов не поддержали бы эту идею.
- Людей ведь можно заинтересовать. Например, если связать реконструкцию дома с освобождением от коммунальных платежей, – кто же откажется? Здесь нужны решения, которые отвечали бы интересам всех участников процесса обновления города, - жителей, власти и бизнеса.
- Кстати, о взаимоотношениях власти и бизнеса - почему-то краевые и муниципальные объекты с трудом находят исполнителей. Сегодня на слуху много анонсированных строек, в том числе социальной, спортивной инфраструктуры. Но за тот же Дворец спорта на Парковом, например, что-то никто из застройщиков не бьется.
- Ну, Дворец спорта действительно пока только анонсирован, там еще и проекта нет. У нас и с готовыми проектами сложно, и не только в Перми. Тот же обход Чусового – огромный госзаказ на 2 миллиарда, и никто не хотел браться. Потому что каждый, просчитав экономику, понимал: он останется в убытке на 100 миллионов. Только потом, когда пересчитали стоимость строительства, нашли исполнителя.
- Так в чем же тут дело?
- Первое – это низкое качество проектов. Профессионалы строительного рынка знают, что при слабом проекте их ждут сложности, дополнительные внеплановые затраты, нарушение сроков, а следом и санкции. И второе – у нас на протяжении многих лет очень низкие расценки на строительные работы, ниже, чем в других регионах. Над этим надо работать. Если по экономике не получается, кто будет строить?
Если говорить о Дворце спорта на 10 тысяч зрителей, городу он действительно нужен. Потому что ни одна мировая звезда не включит в свое турне город, где нет десятитысячника. Нужно ли его строить именно на Парковом – другой вопрос. Там и так достаточно перегруженная транспортная инфраструктура. И дело не только в этом.
Возьмите стадион «Лужники» – его строили к Олимпиаде-80 на окраине Москвы. Но при этом обеспечили всей инфраструктурой, в том числе и транспортной. И что, «Лужники» остались на окраине? Ничего подобного, вокруг них вырос огромный район.
Такие объекты сами по себе становятся центрами притяжения. В этой логике новый Дворец спорта можно было бы строить и за Камой. Если замкнуть Северный обход и соединить Кировский и Орджоникидзевский районы, доступность будет высокая. Или можно двигаться в сторону аэропорта, или Липовой горы – после реконструкции Героев Хасана тут большие возможности для развития.
- Похоже, мы возвращаемся к дискуссии о том, нужно ли развивать Пермь вширь, застраивая пригороды, или правильнее идти по пути уплотнительной застройки.
- Тут важно соблюдать баланс – стимулировать развитие окраин, но при этом активно заниматься и реновацией центра. А то, знаете, есть такие города-«бублики» - Детройт, например. Окраины процветают, а центр умер.
- Возвращаясь к «Гулливеру» – «КОРТРОС-Пермь» завершает Headliner, последнюю и самую высокую сдвоенную башню комплекса. В апреле на площадке, как и у всех строителей, были паузы, пока оперштаб не принял решение не останавливать строительство жилья. Есть ли отставание по срокам?
- Да, паузы были, но теперь мы идем графике. Один из объектов готов, второй в высокой степени готовности. Думаю, за август-сентябрь строительство жилья в ЖК «Гуллевер» завершим.
И не будем забывать, что нам еще предстоит выполнить социальное обязательство по передаче в муниципальную собственность парка. Думаем уже инициировать поэтапную передачу городу дорожной сети, коммуникаций, освещения – это все проходит приемку отдельно, процесс небыстрый.
- В части зеленых насаждений парк еще не завершен?
- Да, предстоит еще заместить старые больные деревья, которые пришлось сносить. Вместо них в парке появятся молодые крупномеры – а взрослые деревья рекомендуется высаживать не раньше конца сентября – начала октября. Это и будет завершением работ над парковой зоной.
Есть предложение назвать парк именем Георгия Буркова - здесь силами «АО «КОРТРОС-Пермь» при поддержке города установлен памятник нашему знаменитому земляку. Мы уже предварительно обсуждали этот вопрос с администрацией Перми. Если будет такая инициатива от жителей квартала, город ее поддержит.
Для нас мнение жителей тоже всегда остается решающим. Наша строительная компания была и будет социально ориентированной. «КОРТРОС-Пермь» строит для комфортной и безопасной жизни людей, создает новые пространства, которые украшают город. Найти баланс интересов власти, строителей и жителей – это и есть основная задача компании.
СПРАВКА
Проект строительства жилого квартала «Гулливер» в центре Перми реализует АО «КОРТРОС-Пермь». Облик квартала формируют 8 жилых домов переменной этажности - сдвоенные 20-23-25-32-этажные башни и 2-5-8-этажные здания со встроено-пристроенными коммерческими помещениями вдоль ул. Революции. Архитектурной доминантой ЖК станет первый разрешенный к строительству в столице Прикамья небоскреб – 32-этажный жилой дом высотой в 100 метров. Первый дом ЖК введен в эксплуатацию в 2017 году, завершающий объект сдается в этом году. Вместе с готовым жилым кварталом Пермь получит общественный парк площадью более 2 гектаров.
Ольга БОРЗУН
ФОТО АО «КОРТРОС-Пермь»
В июле в руководстве АО «КОРТРОС-Пермь» произошли перемены, для многих ставшие неожиданными. О ходе строительства, планах компании и перспективах строительной отрасли в Перми в целом рассказывает Анатолий Маховиков, недавно возглавивший проектный офис компании.
- Анатолий Юрьевич, с чем связано это неожиданное решение?
- Для меня оно не было спонтанным. Я давно планировал оставить госслужбу. Два года назад были договоренности о том, что я стану вице-президентом Пермской торгово-промышленной палаты. Но в то время на региональном уровне были серьезные сложности во взаимоотношениях бизнеса и власти, и Максим Геннадьевич Решетников попросил меня занять должность уполномоченного по защите прав предпринимателей. И я согласился помочь.
За два года сделано достаточно много – наметились перемены в налоговой политике региона, внесен ряд законодательных инициатив на федеральный уровень, снизилось давление на бизнес. А в этом году в связи с пандемией на всех уровнях предпринимаются беспрецедентные меры поддержки бизнеса. В Пермском крае под руководством врио губернатора Дмитрия Николаевича Махонина приняты максимально широкие пакеты мер поддержки – по этому показателю регион вошел в десятку лучших субъектов.
Это с одной стороны. С другой - работа в КОРТРОСе привлекает сложностью, новым уровнем задач. Мне это интересно.
– Официальное название вашей должности – генеральный директор проектного офиса АО «КОРТРОС-Пермь». Что это за структура?
- Тут не имеется в виду какой-то частный проект. Скорее речь идет о проектном подходе в широком смысле, решении ключевых задач ГК «КОРТРОС» в Перми. А ключевой вопрос сегодня – это, конечно, земля.
- Это понятно – проект в квартале 179 близок к завершению. Есть какие-то подвижки в подборе новой площадки? Прежнее руководство АО «КОРТРОС-Пермь» не скрывало заинтересованности в проекте «Пермь-сити» в районе ДКЖ...
- Мы сейчас прорабатываем 4 варианта, еще будем обсуждать их с ГК «КОРТРОС». Территория ДКЖ и сегодня рассматривается как приоритетная, есть предварительные договоренности о приобретении участка в 3 гектара.
- А что такое 3 гектара с точки зрения строительства?
- Это 60 тысяч кв. метров жилья и полтора года работы. Не наш масштаб, конечно. Работаем над приобретением еще нескольких участков на этой территории у разных собственников. Кроме того, рассматриваем также площадку в Мотовилихе.
- А другие направления приложения возможностей «КОРТРОСа», помимо жилищного строительства, не рассматриваются?
- Вообще масштабных задач для строителей в Перми достаточно, особенно имея в виду предстоящий юбилей города. Но это если решать их совместно с властью. В частности, это могла бы быть реновация застроенных территорий. В Москве вон не только реконструируют пятиэтажки, но уже и сносят их под современное строительство.
В Перми об этом, конечно, говорить рано. Но вот, к примеру, жилые двухэтажки на той же улице Куйбышева можно было бы и снести. Зачем они в центре города? На этой территории вполне возможно развернуть современную застройку.
Или возьмем приведение в порядок фасадов в центре города. Дело хорошее, конечно, но с привлечением застройщиков можно было бы не просто подновить фасад, а реконструировать этот жилой фонд.
И к реконструкции пятиэтажек при объединении усилий власти и застройщиков можно было бы подойти комплексно: модернизировать сети, обустроить новые фасады, лоджии, за счет пристроев увеличить метраж, создать современную территорию.
- «КОРТРОС» известен как пионер комплексного развития территорий. Применительно к старому жилому фонду такой подход возможен?
- Конечно. Я имею в виду именно комплексную реновацию, кварталами, особенно там, где у нас достаточно рыхлая пятиэтажная застройка, – на улице Газеты «Звезда», например.
- Возможно, жители таких домов не поддержали бы эту идею.
- Людей ведь можно заинтересовать. Например, если связать реконструкцию дома с освобождением от коммунальных платежей, – кто же откажется? Здесь нужны решения, которые отвечали бы интересам всех участников процесса обновления города, - жителей, власти и бизнеса.
- Кстати, о взаимоотношениях власти и бизнеса - почему-то краевые и муниципальные объекты с трудом находят исполнителей. Сегодня на слуху много анонсированных строек, в том числе социальной, спортивной инфраструктуры. Но за тот же Дворец спорта на Парковом, например, что-то никто из застройщиков не бьется.
- Ну, Дворец спорта действительно пока только анонсирован, там еще и проекта нет. У нас и с готовыми проектами сложно, и не только в Перми. Тот же обход Чусового – огромный госзаказ на 2 миллиарда, и никто не хотел браться. Потому что каждый, просчитав экономику, понимал: он останется в убытке на 100 миллионов. Только потом, когда пересчитали стоимость строительства, нашли исполнителя.
- Так в чем же тут дело?
- Первое – это низкое качество проектов. Профессионалы строительного рынка знают, что при слабом проекте их ждут сложности, дополнительные внеплановые затраты, нарушение сроков, а следом и санкции. И второе – у нас на протяжении многих лет очень низкие расценки на строительные работы, ниже, чем в других регионах. Над этим надо работать. Если по экономике не получается, кто будет строить?
Если говорить о Дворце спорта на 10 тысяч зрителей, городу он действительно нужен. Потому что ни одна мировая звезда не включит в свое турне город, где нет десятитысячника. Нужно ли его строить именно на Парковом – другой вопрос. Там и так достаточно перегруженная транспортная инфраструктура. И дело не только в этом.
Возьмите стадион «Лужники» – его строили к Олимпиаде-80 на окраине Москвы. Но при этом обеспечили всей инфраструктурой, в том числе и транспортной. И что, «Лужники» остались на окраине? Ничего подобного, вокруг них вырос огромный район.
Такие объекты сами по себе становятся центрами притяжения. В этой логике новый Дворец спорта можно было бы строить и за Камой. Если замкнуть Северный обход и соединить Кировский и Орджоникидзевский районы, доступность будет высокая. Или можно двигаться в сторону аэропорта, или Липовой горы – после реконструкции Героев Хасана тут большие возможности для развития.
- Похоже, мы возвращаемся к дискуссии о том, нужно ли развивать Пермь вширь, застраивая пригороды, или правильнее идти по пути уплотнительной застройки.
- Тут важно соблюдать баланс – стимулировать развитие окраин, но при этом активно заниматься и реновацией центра. А то, знаете, есть такие города-«бублики» - Детройт, например. Окраины процветают, а центр умер.
- Возвращаясь к «Гулливеру» – «КОРТРОС-Пермь» завершает Headliner, последнюю и самую высокую сдвоенную башню комплекса. В апреле на площадке, как и у всех строителей, были паузы, пока оперштаб не принял решение не останавливать строительство жилья. Есть ли отставание по срокам?
- Да, паузы были, но теперь мы идем графике. Один из объектов готов, второй в высокой степени готовности. Думаю, за август-сентябрь строительство жилья в ЖК «Гуллевер» завершим.
И не будем забывать, что нам еще предстоит выполнить социальное обязательство по передаче в муниципальную собственность парка. Думаем уже инициировать поэтапную передачу городу дорожной сети, коммуникаций, освещения – это все проходит приемку отдельно, процесс небыстрый.
- В части зеленых насаждений парк еще не завершен?
- Да, предстоит еще заместить старые больные деревья, которые пришлось сносить. Вместо них в парке появятся молодые крупномеры – а взрослые деревья рекомендуется высаживать не раньше конца сентября – начала октября. Это и будет завершением работ над парковой зоной.
Есть предложение назвать парк именем Георгия Буркова - здесь силами «АО «КОРТРОС-Пермь» при поддержке города установлен памятник нашему знаменитому земляку. Мы уже предварительно обсуждали этот вопрос с администрацией Перми. Если будет такая инициатива от жителей квартала, город ее поддержит.
Для нас мнение жителей тоже всегда остается решающим. Наша строительная компания была и будет социально ориентированной. «КОРТРОС-Пермь» строит для комфортной и безопасной жизни людей, создает новые пространства, которые украшают город. Найти баланс интересов власти, строителей и жителей – это и есть основная задача компании.
СПРАВКА
Проект строительства жилого квартала «Гулливер» в центре Перми реализует АО «КОРТРОС-Пермь». Облик квартала формируют 8 жилых домов переменной этажности - сдвоенные 20-23-25-32-этажные башни и 2-5-8-этажные здания со встроено-пристроенными коммерческими помещениями вдоль ул. Революции. Архитектурной доминантой ЖК станет первый разрешенный к строительству в столице Прикамья небоскреб – 32-этажный жилой дом высотой в 100 метров. Первый дом ЖК введен в эксплуатацию в 2017 году, завершающий объект сдается в этом году. Вместе с готовым жилым кварталом Пермь получит общественный парк площадью более 2 гектаров.
Ольга БОРЗУН
ФОТО АО «КОРТРОС-Пермь»
© Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Губернатора Свердловской области просят предотвратить снос конструктивистского здания ДОСААФ
Понедельник, 21 апреля, 21.48
Свердловчан просят во вторник обходить рекламные щиты стороной
Понедельник, 21 апреля, 21.01
«ЭнергосбыТ Плюс» заплатит более 6,7 млн рублей за сгоревший в Арамили дом
Понедельник, 21 апреля, 20.48