Как поссорились Марат Александрович с Борисом Леонидовичем?! Скандалы перед фестивалем «Белые ночи в Перми»

Денежные междоусобицы раздирают прикамских культуртрегеров


30.05.2013

Через два дня стартуют «Белые ночи в Перми» – самый большой фестиваль не только Прикамья, но и Урала. Так сказать, месячник культуры и искусства… овеянный славой, сомнительной репутацией и большими деньгами. На этот раз Гельман, Мильграм, Гурфинкель & Ко обещают занятный фестиваль и не меньшего масштаба скандалы. Сколько жалоб написали друг на друга Мильграм и Гельман? Кинет ли Гурфинкель участников фестиваля «на деньги»? Кто будет платить за бесплатный вояж блогеров в Пермь? Другими словами, фестиваль еще не начался, а скандалы уже есть.

«Белые ночи в Перми» – безусловный апогей «новой культурной политики» Прикамья времен Олега Чиркунова. Пышный, многослойный, интересный, неформальный: с финансированием под 200 миллионов рублей и названием, бесстыдно «прихватизированным» у Питера. На 24 июньских дня центр Перми становится одним большим «театроциркоконцертным» залом. Даже противники главного идеолога «культполитики» Марата Гельмана признают за ним фестиваль как большое достижение.

Но у всего есть обратная сторона. Как и у главных организаторов фестиваля Марата Гельмана, Бориса Мильграма и Владимира Гурфинкеля, которые сильно любят искусство, так же как и деньги. Хрестоматийный пример про Мильграма, который к должности краевого министра культуры приехал на крохотном зеленом Suzuki Jimny, а выехал, якобы выставив на продажу сдвоенные апартаменты в фешенебельном комплексе «Виктория». За 40 миллионов рублей.

Конечно, это слухи, но согласитесь, что такое по силам только истинному фанатику искусства и культуры. Но с приходом нового губернатора Виктора Басаргина и Гельман, и Мильграм демонстративно покинули Пермь, публично заявив о «смене курса», «сворачивании культурной политики» и буквально о «преследовании власти». Но как только выяснилось, что «Белые ночи» никто закрывать и не собирался, оба вернулись и возглавили оргкомитет. И дело не только в фестивале, который организаторы действительно искренне любят. Дело, конечно, в деньгах, в двухсотмиллионном бюджете фестиваля. Финансирование серьезное, тем более при таком жестком недостатке времени. Но эксперты не сомневаются: деньги освоят все до копеечки.

Схема им. Гурфинкеля

Самая свежая схема увода больших сумм была реализована в Перми сравнительно недавно: нынешней зимой при строительстве большого новогоднего ледового городка. В принципе, любому строителю она давно известна. Тем не менее, зная о ней, все до единого пермские строители отказывались взяться за фестивальный городок, пришлось в срочном порядке привлечь «гастарбайтеров».

Выглядит схема примерно так. Департамент культуры города (или региональное министерство) подписывает большой контракт с подрядчиком на сооружение городка. (В предыдущих случаях деньги, по неофициальной информации, проходили через ВЦ «Пермская ярмарка» или через РПА «Кучер».) Подрядчик в свою очередь делит проект на множество мелких и раздает их художникам. К каждому художнику заказчик (муниципалитет) приставляет куратора, который должен следить за правильностью исполнения заказа. Ну а дальше куратор обязательно находит недостатки, которые не устраняются в предельные сроки, и finita la comedia… Подрядчик не выплачивает деньги исполнителю, мотивируя отсутствием актов приемки, заказчик кричит, что он здесь ни при чем: все деньги давно перечислены. К тому времени зима кончилась, лед растаял, а с ним и деньги.

В случае с ледовым городком приглашенные со всей страны скульпторы умудрились даже устроить забастовку, отказываясь заканчивать работы без оплаты. Наиболее дальновидные покинули Пермь, решив, что остатки аванса лучше, чем ничего. Скандал вяло тянулся пару месяцев и естественным образом сошел на нет. С самыми упорными ледовыми скульпторами переписка тянется до сих пор, кто-то просто плюнул на долги, про себя решив, что с Пермью никогда больше не свяжется. А начальник департамента культуры города Вячеслав Торчинский, куратор культуры в крае Надежда Кочурова и главный организатор Владимир Гурфинкель остались при своих.

Не исключено, что в случае с «Белыми ночами» ситуация может повториться. И причин для подозрения достаточно. Гурфинкель так же делит все проекты (будь-то выставка или концерт) на мелкие кусочки, к каждому из которых приставляется все тот же куратор. Договоры на исполнение составлены так, что делают исполнителя бесправным, все спорные пункты списываются на недостаток времени. Разговор с подрядчиками/художниками/артистами примерно следующий: «Старик, ну ты же понимаешь, сейчас некогда. Да плюнь ты на эту бумажку, черт с ней, мы гарантируем оплату. Ты же нас знаешь. А не хочешь – вали отсюда, не мешай людям делать настоящий праздник». На тот же дефицит времени списывают и неравномерность финансирования. Но это уже объективная причина: когда деньги идут от государства, только наивный ждет оплаты в срок. Так что сейчас практически все работы по фестивалю идут в долг.

Нет сомнения, что крупные «звезды», приглашенные на фестиваль, свои гонорары получат своевременно и в полном объеме. А вот мелким исполнителям и повезет меньше…

Нелюбовный треугольник

Владимир Гурфинкель, чье имя вынесено в заголовок предыдущей части, питерский режиссер и культменеджер в хорошем смысле этого слова, сейчас главный двигатель фестиваля. В тройке организаторов Мильграм – Гельман – Гурфинкель последний – «рабочая лошадь». Первый занят «склеиванием» программы, второй – неизвестно чем, на Гурфинкеле – вся черновая работа. Что естественным образом создало напряжение в отношениях. Надо сказать, что, когда Гельман и Мильграм временно отъехали в Москву, Владимир Гурфинкель вышел на первый план в Прикамье и уходить обратно, по всей видимости, не намеревается.

Источники, в частности, рассказывают о публичном скандале в «Театре-театре» между ним и Борисом Мильграмом.

Кроме того, по слухам, развалились отношения самого Мильграма с Маратом Гельманом. И опять же якобы из-за денег. Источники в силовых структурах, смеясь, рассказывали, что два главных пермских культуртрегера якобы уже приходили писать жалобы и заявления. Мол, подозревают друг друга в возможном нецелевом использовании бюджетных денег.

Ссоры людей искусства дело не редкое, а ссоры с Гельманом – дело практически обычное, и поводом обычно становятся деньги. Известный российский режиссер Эдуард Бояков, организовавший по приглашению самого Гельмана в Перми театр «Сцена-Молот» и фестиваль «Текстура», уже два года как перестал иметь с ним дело. Последний скандал в письмах имел между ними место буквально месяц назад.

«Ох, Марат, Марат. Умеет сочинить, наворотить, замутить, политтехнолог, что ни говори… Когда почувствуем, что с кем-то нельзя иметь дело, то скажем об этом не в письмах «товарищам», а открыто. Например, что с Гельманом я уже пару лет дел не имею и не планирую. В отличие от Перми», – написал тогда Бояков.

Так что в ссоре фестивальной тройки нет ничего необычного. Может быть, из-за этого, а может, из-за сильной занятости, но встретить всех троих единомышленников вместе на мероприятии или пресс-конференции невозможно.

Накладки, которые не важны или важны?

За два дня до открытия «Белых ночей» всплывает масса мелких деталей о подготовке фестиваля, разобраться в важности которых сложно. Например, многим блогерам, в том числе и пермским (!), пришли приглашения стать гостями фестиваля с полной оплатой проезда, проживания и пр. в любые удобные сроки. Сколько этих блогеров должно быть, какие суммы на них выделены, какого эффекта ждут? Разобраться удастся наверняка только по окончании.

Мелкие неприятности типа плохой работы сайта, организации аккредитации, неготовности городка – можно даже не рассматривать. Это Россия, сынок. И так ясно, что электричество подключат за 5 минут до открытия, а газон докрасят через пять минут после открытия. Без штурмовщины у нас никак.

Но вот выльется ли эта штурмовщина в большой праздник и/или в большой скандал, узнаем через месяц.
Вадим Франц © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике

Еще новости >>>