Госархив административных органов Свердловской области перестал выдавать дела репрессированных

Как выяснилось, с аналогичном проблемой столкнулись исследователи архивов по всей России


28.09.2025

Фото: Владислав Постников / Вечерние ведомости
Госархив административных органов Свердловской области перестал выдавать дела репрессированных — всем, кроме родственников этих репрессированных.

О трудностях в получении архивных дел репрессированных написал исследователь политических репрессий из Екатеринбурга Олег Новосёлов в своём канале «Репрессии в Свердловске». В Государственном архиве административных органов Свердловской области (ГААОСО) устно подтвердили, что теперь дела будут выдаваться исключительно родственникам репрессированных.

Причем федеральный закон «Об архивном деле в РФ» не менялся, новые ограничения связаны с ведомственным приказом Росархива, выпущенным в марте этого года. Столь большой временной лаг между подписанием приказа и фактическим запретом выдавать дела не родственникам обусловлен тем, что этот приказ по сути противоречит российскому законодательству об архивном деле, считает Новосёлов. Ещё летом он успел исследовать несколько дел репрессированных, хранящихся в архиве в Екатеринбурге.

Историк Василий Редекоп также посчитал, что ограничение выдачи дел противоречит закону №125-ФЗ «Об архивном деле в РФ» и инициировал переписку с госорганами, которая была опубликована им весной-летом 2025 года, но тогда не привлекла внимание СМИ.

Сотрудник Управления президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций А. Иванов (полное имя неизвестно, в списке ответственных лиц на сайте управления его нет) в своём ответе от 1 июля 2025 года объяснил наделение Росархива дополнительными полномочиями «действиями недружественных государств» и потенциальным использованием исторических документов против интересов РФ лицами-иноагентами.

«Наделение Росархива указанными полномочиями было продиктовано, прежде всего, необходимостью защиты интересов РФ в условиях беспрецедентного экономического, политического и информационного давления на РФ и совершения в отношении РФ недружественных действий иностранными государствами и территориями.
В частности, необходимостью защиты информации, содержащейся в документах Архивного фонда РФ, находящихся на открытом хранении в государственных и исторических фактов и событий муниципальных архивах от искажения либо их ложной интерпретации, либо использования в интересах недружественных государств и территорий, пользователями архивными документами, среди которых могут быть, в том числе иностранные граждане, граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства, лица, признанные в установленном законодательством РФ порядке иностранными агентами»,

— написал чиновник.


Редекоп недоумевает, как закрытие доступа к архивным документам поможет защитить от искажения исторических фактов:

«Единственный эффективный способ предотвратить искажение исторических фактов, событий и их ложную интерпретацию — максимально открыть доступ к архивам и к архивным документам. В этом случае искажение вообще невозможно: любой может проверить и опровергнуть»,

— считает исследователь.


Однако чиновники оказались непреклонны: Росархив, Минюст и Управление президента по работе с обращениями граждан считают приказ законным. Вероятно, единственной теоретической возможность его оспорить остаётся судебное обжалование.


Фото: Владислав Постников / Вечерние ведомости


В фондах ГААОСО хранится 136 537 единиц хранения, в том числе все дела репрессированных в советские годы свердловчан, а также некоторая часть дел репрессированных жителей других регионов Урала. В этом году архив переехал из здания бывшего обкома на проспекте Ленина, 34 в административное здание на Московской, 11.
Валерий Евграфов © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике

Еще новости >>>