Между Екатеринбургом и Челябинском в пятый раз запускают экспресс-поезда. Вспоминаем предыдущие попытки
Спойлер – все были неудачными
14.11.2022
Екатеринбург и Челябинск находятся на восточных склонах Уральских гор на расстоянии чуть более 200 километров друг от друга. Из-за отсутствия необходимости преодолевать Уральский хребет, между этими двумя городами-миллионниками гораздо легче организовать скоростное или высокоскоростное железнодорожное сообщение. Но, несмотря на бурные обсуждения на протяжении нескольких десятилетий, даже скорые поезда-экспрессы, которые были бы удобными для пассажиров, запустить не получается.
Проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) Екатеринбург – Челябинск активно пиарился правительствами обоих регионов в 2010-х, но к его реализации так и не смогли приступить – в 2020-м проект был заморожен (по официальной причине – из-за спада экономики, вызванного коронавирусом), а в 2021-м, несмотря на вложения из бюджета более 80 млн рублей, проектный офис ВСМ – Хозяйственное партнерство «Уральская скоростная магистраль» – окончательно ликвидировали.
ВСМ хотели проложить по кратчайшему маршруту между городами – параллельно автотрассе М-5 «Урал», поэтому после отказа от организации высокоскоростного сообщения для организации скоростного (маршрутная скорость до 140 км/ч) или хотя бы скорого (от 50 до 91 км/ч) сообщения оставались два варианта – через Каменск-Уральский (длина маршрута – 261 км) и через Верхний Уфалей (252 км).
Однако для организации скоростного сообщения необходима серьёзная реконструкция путей, поэтому в 2022-м году между Челябинском и Екатеринбургом запустили скорый поезд, выбрав для него маршрут через Верхний Уфалей. 11 ноября по этому маршруту стали курсировать дизель-поезда «Орлан». Это уже пятая попытка запуска скорых поездов между Екатеринбургом и Челябинском. «Вечерние ведомости» вспомнили все предыдущие попытки и изучили, чем они закончились.
В 1995 году, чтобы организовать экспресс-сообщение между Екатеринбургом и Челябинском, запустили скорый поезд через Каменск-Уральский. Он представлял собой не привычную электричку, а состав из четырёх вагонов на локомотивной тяге. Время в пути составляло чуть более 4 часов. В разные годы поезд имел разный номер маршрута – 189/190 (1996 год), 23/24 (1996–1998 годы), 609/610 (1998–2003 годы).
По свидетельствам пассажиров того времени, поезд пользовался спросом, пока цена на билет была в полтора–два раза ниже, чем на автобусы. После повышения цен пассажиропоток стал постепенно снижаться. В 2002 году поезд отменялся вовсе. В 2003 году движение возобновили, но в этом же году поезд отменили окончательно.
В 2003 году после отмены поезда на локомотивной тяге через тот же Каменск-Уральский запустили привычную электричку (подвижной состав ЭД4М, знакомый, пожалуй, всем постоянным пассажирам электричек в России) «Уралочка». Время в пути у «Уралочки» было 4 часа 10 минут, поезду был присвоен номер 829/830.
В 2006 году «Уралочка» была отменена из-за невостребованности.
В 2007 году между Екатеринбургом и Челябинском попытались организовать скорое сообщение по другой ветке – через Верхний Уфалей. Расстояние по ней всего на 9 километров меньше, чем по ветке через Каменск-Уральский, но при этом она неэлектифицирована, а некоторые перегоны на ней являются однопутными, что накладывает дополнительные трудности для организации движения. Из-за невозможности использовать электрический подвижной состав, через Верхний Уфалей пустили дизельный поезд или, как его ещё называют, рельсовый автобус РА2.
Открытие проходило летом 2007 года в торжественной обстановке, его не обошло вниманием даже руководство ОАО «РЖД»
— В преддверии своего профессионального праздника железнодорожники рады сделать жителям Свердловской области подарок. ОАО «РЖД» запускает ускоренное пассажирское движение по маршруту Свердловск-Пассажирский — Челябинск. Специально для этого проекта ОАО «РЖД» закупило новый для Урала вид транспорта — рельсовый автобус РА-2 в трехвагонном исполнении, — сказал тогдашний глава РЖД Владимир Якунин.
Время в пути у рельсового автобуса составляло чуть более 4 часов. «Подарок» от РЖД просуществовал три года – в 2010 году маршрут был закрыт из-за невостребованности.
В 2016 году вновь запустили электрички через Каменск-Уральский, присвоив поезду номер 806/805. Причём смогли сформировать расписание таким образом, что время в дороге по направлению из Екатеринбурга в Челябинска занимало рекордные для железнодорожного сообщения между городами 3 часа 29 минут. В направлении Екатеринбурга путь занимал чуть больше времени – 3 часа 58 минут.
Однако пассажиров привлечь снова не получилось — несмотря на то, что в течение нескольких месяцев действовала акция «билет в два раза дешевле, чем на автобусе». Жители двух уральских городов в большинстве своём всё равно предпочитали автобусы, и в итоге поезд № 806/805 уже в декабре 2016 года был отменён.
В июле 2022 года на выставке Иннопром в Екатеринбурге губернаторы Свердловской и Челябинской областей Евгений Куйвашев и Алексей Текслер подписали соглашение о сотрудничестве в сфере транспорта, одним из пунктом которого является организация железнодорожного сообщения между столицами регионов на базе пригородных поездов.
11 ноября соглашение было реализовано на практике – через Верхний Уфалей стали курсировать «Орланы» – дизель-поезда РА3, представляющие собой усовершенствованную модель своего предшественника – рельсового автобуса РА2. Время в пути из Екатеринбурга в Челябинск составляет 3 часа 57 минут, в обратном направлении – на 1 минуту меньше.
Сможет ли новый скорый пригородный поезд составить конкуренцию автобусному сообщению? Большой вопрос – ведь в этом же году было завершено расширение до четырёх полос всего участка автотрассы М5 между Екатеринбургом и Челябинском. И время в пути на автобусе между городами составляет примерно те же 4 часа, только этот вид транспорта имеет неоспоримое преимущество – если посмотреть на расписание автовокзалов, то автобусы между Екатеринбургом и Челябинском в течение дня отправляются с интервалом примерно в полчаса. В то время как «Орлан» имеет всего один рейс в день из Екатеринбурга (отправляется в 18:07 и прибывает в Челябинск в 22:04) и один из Челябинска (отправляется в 06:50 и прибывает в 10:46). Очевидно, не для всех удобно такое время.
Что касается стоимости проезда, то сейчас цена билета на «Орлан» от Екатеринбурга до Челябинска составляет 614 рублей 20 копеек, в то время как на автобусе поездка по аналогичному маршруту обойдётся ненамного дороже – цены начинаются от 670 рублей.
Здесь также нужно отметить, что пригородные пассажирские перевозки в России убыточны и поэтому дотируются из бюджетов субъектов РФ. И найдутся ли деньги на покрытие убытков от обслуживания «Орланов» (которые, учитывая описанную выше практику организации сообщения между городами, весьма вероятны) в условиях падающей экономики и снижения доходов бюджетов всех уровней – большой вопрос. О перспективах «Орлана» в таких условиях можете судить сами.
Проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) Екатеринбург – Челябинск активно пиарился правительствами обоих регионов в 2010-х, но к его реализации так и не смогли приступить – в 2020-м проект был заморожен (по официальной причине – из-за спада экономики, вызванного коронавирусом), а в 2021-м, несмотря на вложения из бюджета более 80 млн рублей, проектный офис ВСМ – Хозяйственное партнерство «Уральская скоростная магистраль» – окончательно ликвидировали.
ВСМ хотели проложить по кратчайшему маршруту между городами – параллельно автотрассе М-5 «Урал», поэтому после отказа от организации высокоскоростного сообщения для организации скоростного (маршрутная скорость до 140 км/ч) или хотя бы скорого (от 50 до 91 км/ч) сообщения оставались два варианта – через Каменск-Уральский (длина маршрута – 261 км) и через Верхний Уфалей (252 км).
Однако для организации скоростного сообщения необходима серьёзная реконструкция путей, поэтому в 2022-м году между Челябинском и Екатеринбургом запустили скорый поезд, выбрав для него маршрут через Верхний Уфалей. 11 ноября по этому маршруту стали курсировать дизель-поезда «Орлан». Это уже пятая попытка запуска скорых поездов между Екатеринбургом и Челябинском. «Вечерние ведомости» вспомнили все предыдущие попытки и изучили, чем они закончились.
1995—2003
В 1995 году, чтобы организовать экспресс-сообщение между Екатеринбургом и Челябинском, запустили скорый поезд через Каменск-Уральский. Он представлял собой не привычную электричку, а состав из четырёх вагонов на локомотивной тяге. Время в пути составляло чуть более 4 часов. В разные годы поезд имел разный номер маршрута – 189/190 (1996 год), 23/24 (1996–1998 годы), 609/610 (1998–2003 годы).
По свидетельствам пассажиров того времени, поезд пользовался спросом, пока цена на билет была в полтора–два раза ниже, чем на автобусы. После повышения цен пассажиропоток стал постепенно снижаться. В 2002 году поезд отменялся вовсе. В 2003 году движение возобновили, но в этом же году поезд отменили окончательно.
2003—2006
В 2003 году после отмены поезда на локомотивной тяге через тот же Каменск-Уральский запустили привычную электричку (подвижной состав ЭД4М, знакомый, пожалуй, всем постоянным пассажирам электричек в России) «Уралочка». Время в пути у «Уралочки» было 4 часа 10 минут, поезду был присвоен номер 829/830.
Салон «Уралочки» в 2005 году. Фото: Владислав Постников / Вечерние ведомости
В 2006 году «Уралочка» была отменена из-за невостребованности.
2007—2010
В 2007 году между Екатеринбургом и Челябинском попытались организовать скорое сообщение по другой ветке – через Верхний Уфалей. Расстояние по ней всего на 9 километров меньше, чем по ветке через Каменск-Уральский, но при этом она неэлектифицирована, а некоторые перегоны на ней являются однопутными, что накладывает дополнительные трудности для организации движения. Из-за невозможности использовать электрический подвижной состав, через Верхний Уфалей пустили дизельный поезд или, как его ещё называют, рельсовый автобус РА2.
Открытие проходило летом 2007 года в торжественной обстановке, его не обошло вниманием даже руководство ОАО «РЖД»
— В преддверии своего профессионального праздника железнодорожники рады сделать жителям Свердловской области подарок. ОАО «РЖД» запускает ускоренное пассажирское движение по маршруту Свердловск-Пассажирский — Челябинск. Специально для этого проекта ОАО «РЖД» закупило новый для Урала вид транспорта — рельсовый автобус РА-2 в трехвагонном исполнении, — сказал тогдашний глава РЖД Владимир Якунин.
Поезд РА2 (Челябинск – Екатеринбург) в 2009 году. Фото: Владислав Постников / Вечерние ведомости
Время в пути у рельсового автобуса составляло чуть более 4 часов. «Подарок» от РЖД просуществовал три года – в 2010 году маршрут был закрыт из-за невостребованности.
2016
В 2016 году вновь запустили электрички через Каменск-Уральский, присвоив поезду номер 806/805. Причём смогли сформировать расписание таким образом, что время в дороге по направлению из Екатеринбурга в Челябинска занимало рекордные для железнодорожного сообщения между городами 3 часа 29 минут. В направлении Екатеринбурга путь занимал чуть больше времени – 3 часа 58 минут.
Однако пассажиров привлечь снова не получилось — несмотря на то, что в течение нескольких месяцев действовала акция «билет в два раза дешевле, чем на автобусе». Жители двух уральских городов в большинстве своём всё равно предпочитали автобусы, и в итоге поезд № 806/805 уже в декабре 2016 года был отменён.
2022 — ?
В июле 2022 года на выставке Иннопром в Екатеринбурге губернаторы Свердловской и Челябинской областей Евгений Куйвашев и Алексей Текслер подписали соглашение о сотрудничестве в сфере транспорта, одним из пунктом которого является организация железнодорожного сообщения между столицами регионов на базе пригородных поездов.
Губернаторы Свердловской и Челябинской областей подписывают соглашение о сотрудничестве в сфере транспорта
11 ноября соглашение было реализовано на практике – через Верхний Уфалей стали курсировать «Орланы» – дизель-поезда РА3, представляющие собой усовершенствованную модель своего предшественника – рельсового автобуса РА2. Время в пути из Екатеринбурга в Челябинск составляет 3 часа 57 минут, в обратном направлении – на 1 минуту меньше.
По пути следования поезд останавливается на остановочных пунктах Первомайская и 236-й километр, а также на станциях Аргаяш, Кыштым, Верхний Уфалей и Полевской.
Сможет ли новый скорый пригородный поезд составить конкуренцию автобусному сообщению? Большой вопрос – ведь в этом же году было завершено расширение до четырёх полос всего участка автотрассы М5 между Екатеринбургом и Челябинском. И время в пути на автобусе между городами составляет примерно те же 4 часа, только этот вид транспорта имеет неоспоримое преимущество – если посмотреть на расписание автовокзалов, то автобусы между Екатеринбургом и Челябинском в течение дня отправляются с интервалом примерно в полчаса. В то время как «Орлан» имеет всего один рейс в день из Екатеринбурга (отправляется в 18:07 и прибывает в Челябинск в 22:04) и один из Челябинска (отправляется в 06:50 и прибывает в 10:46). Очевидно, не для всех удобно такое время.
Что касается стоимости проезда, то сейчас цена билета на «Орлан» от Екатеринбурга до Челябинска составляет 614 рублей 20 копеек, в то время как на автобусе поездка по аналогичному маршруту обойдётся ненамного дороже – цены начинаются от 670 рублей.
«Орлан» на станции Екатеринбург-Пассажирский после прибытия из Челябинска. Фото: све.рф
Здесь также нужно отметить, что пригородные пассажирские перевозки в России убыточны и поэтому дотируются из бюджетов субъектов РФ. И найдутся ли деньги на покрытие убытков от обслуживания «Орланов» (которые, учитывая описанную выше практику организации сообщения между городами, весьма вероятны) в условиях падающей экономики и снижения доходов бюджетов всех уровней – большой вопрос. О перспективах «Орлана» в таких условиях можете судить сами.
Владислав Постников © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
На Сысертском водохранилище выявлены нарушения
Понедельник, 13 октября, 21.07
На Сысертском водохранилище выявлены нарушения
Понедельник, 13 октября, 21.07
На Среднем Урале за неделю родились 649 малышей
Понедельник, 13 октября, 20.21