Дом Лопатина может стать «домом единороссов»

В Екатеринбурге начался частичный демонтаж памятника культурного значения XIX века


21.07.2010

Уже второй день в Екатеринбурге говорят об очередном разрушении памятника культуры в центре города. После историй с земской школой и домом Ярутина сведения о реконструкции, демонтаже или сносе охраняемых зданий особенно остро волнуют общественность. Сегодня в центре внимания оказался дом купца Лопатина, который по информации представителей Всероссийского общества охраны памятников культуры, попал под незаконную реконструкцию.

Дом второй половины XIX века, расположенный по адресу Розы Люксембург, 7 только с парадного входа выглядит более чем прилично. Однако если заглянуть во внутренний дворик, то можно убедиться в том, что в купеческой усадьбе идут серьезные строительные работы. В частности, демонтирована кровля, завезены строительные материалы. Специалист Научно-производственного центра по охране и использованию памятников культуры и истории Свердловской области Олег Букин в этом заподозрил нечто противозаконное: под видом восстановления памятника, что по сути называется реставрацией, идет реконструкция усадьбы с изменением внешнего и внутреннего облика дома.

Партийная необходимость

Информацию о якобы несанкционированной реконструкции дома купца Лопатина в своих блогах выложили депутат екатеринбургской городской Думы Леонид Волков и специалист НПЦ по охране и использованию памятников культуры Свердловской области, общественный инспектор Всероссийского общества по охране памятников культуры Олег Букин. Последний утверждает, что работы по реконструкции памятника культуры ведутся незаконно. При этом Букин с сожалением вынужден констатировать, что разработкой проекта по дому купца Лопатина занимается ведомство, в котором он работает инспектором.

– Реконструкция предполагает надстройку третьего этажа. Заказчиком работ является министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области. Фактически заправляет всем партия «Единая Россия», в пользовании которой памятник будет после реконструкции, – отмечает Олег Букин. – Разрешение на проведение указанных работ орган государственной власти, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия – Министерство культуры и туризма Свердловской области – не выдавал. Выходит, партия власти плюет на закон, осуществляя работы без согласования проектной документации и разрешения госоргана. На самом деле, если бы министерство и выдало разрешение, то само бы нарушило закон, в соответствии с которым решение об изменении внутреннего и внешнего облика относится к компетенции федеральных органов государственной власти.


строительные работы ведутся как снаружи, так и внутри дома Лопатина


Олег Букин утверждает, что дом купца Лопатина является памятником культуры областного значения. А ситуация с памятниками в Екатеринбурге, по мнению общественника, оставляет желать лучшего: реконструкции и сносы старинных зданий происходят без согласования с компетентными органами, в результате чего Екатеринбург XIX-XVII века исчезает с городских улиц.

Так как господин Букин работает в отделе инспекции НПЦ по охране и использованию памятников и знает «кухню» проекта, он провел собственное небольшое расследование, результаты которого предоставил общественности. В принципе, оснований для недоверия этим сведениями нет – в результате обнародования конфликта Олег Букин оказался в неприятной ситуации. Он фактически обвинил собственное руководство в незаконной перестройке памятника культуры XIX века.

Ко всему прочему инспектор уже составил акт осмотра объекта культурного наследия, где указано, что на территории усадьбы «проводятся земляные работы, оголена часть фундамента, демонтирована часть надподвальных перекрытий, предварительные археологические исследования не проводились. Согласования проектной документации со стороны госоргана охраны памятников отсутствует».


на снимке из акта осмотра объекта культурного значения видно, что строители уже демонтировали надподвальные перекрытия


Что же касается «Единой России», то Леонид Волков предположил, что после конфликта, когда местное отделение «Единой России» чуть не выгнали за долги из занимаемого помещения в Уральской академии госслужбы, партийцы могут испытывать повышенный интерес к «бесплатной» недвижимости.

– Зачем арендовать за деньги, если можно забесплатно из областной собственности? Ах, двух этажей мало? Надстроим третий! Ах, только что был ремонт и новая крыша? Ничего, бюджет все стерпит! Ах, реконструкция незаконна? Ну, вы понимаете, партийная необходимость…, – рассуждает депутат в своем блоге.

По информации наших источников, после реконструкции и надстройки дополнительного этажа в доме купца Лопатина будет организован крупный культурный центр под патронатом все той же «Единой России». Якобы деньги на проект уже выделены.

С другой стороны, глава регионального отделения партии Елена Чечунова в беседе с корреспондентом «Вечерних Ведомостей» отметила, что, насколько ей известно, вопрос до конца не решен, так как оформлены еще не все документы.

Депутат Волков, вместе с Олегом Букиным наши достаточные основания для обращения в прокуратуру. И уже 21 июля заявления будут отправлены в областное ведомство.

– Министерство культуры дало разрешение только на подготовку к строительству, но не на реконструкцию здания. К тому же без специальных согласований изменение внешнего и внутреннего вида памятника невозможно, однако мы наблюдаем обратное. По сути, под видом реставрации сегодня строители осуществляют полномасштабную реконструкцию дома купца Лопатина, Олег вчера был у меня в приемной и уточнил, что если речь идет об изменении внешнего вида памятника, то и разрешения Минкульта Свердловской области недостаточно (оно может разрешить только реконструкцию без изменения внешнего вида, но в данном случае оно не сделало и этого!), требуется разрешение федерального ведомства – Росохранкультуры, – подчеркнул Леонид Волков.

«Без крыши над головой»

Пока общественники и депутаты выясняют, кто прав, кто виноват, памятник культуры в буквальном смысле остался «без крыши над головой»: строители уже полностью демонтировали кровлю и преступили к возведению мансардного этажа.


строители уже успели демонтировать кровлю купеческой усадьбы


Нам удалось выяснить, что инициатором строительных работы выступило ГУП СО «Распорядительная дирекция МУГИСО», исполнителем и автором проекта по реконструкции – НПЦ по охране и использованию памятников культуры и истории Свердловской области.

Когда готовился материал, уточнить технические моменты конфликта в министерстве культуры Свердловской области не удалось, так как глава ведомства уехал в командировку. Кто ставит точку в таких спорах и за кем остается последнее слово – согласовать или нет, редакция выяснит в ближайшее время.

Старые стены, бытовые удобства и новые этажи


– На самом деле, мы готовили проект реконструкции еще в 2008 году к саммиту ШОС, однако здание оказалось несколько более ветхим, чем мы оценивали, и работы были отложены, – рассказала «Вечерним Ведомостям» первый заместитель директора НПЦ по охране и использованию памятников культуры и истории Свердловской области Ирина Кузнецова. – С согласования госэкспертизы мы планировали объединить общей лестничной клеткой пристройки, которые были построены в разное время. Что же касается так называемого «третьего этажа», то мы строим технический этаж, который позволит обслуживать в помещении кондиционеры.


а пока авторы проекта планируют оснащать старинную усадьбу кондиционерами, строители уже добрались до ее фундамент


По словам Ирины Кузнецовой, сложности работы заключаются в том, что специалистам трудно на первый взгляд оценить общее состояние памятника: стены, фундамент, кровля и пристройки были выполнены из разных материалов и в разное время, поэтому новые этапы исследования требуют очередных согласований с компетентными органами.

На сегодняшний день у НПЦ по охране и использованию памятников культуры и истории Свердловской области есть разрешение до 9 августа от областного минкульта на проведение предварительных работ по изучению памятника, но как призналась заместитель директора, строители уже приступили к демонтажу отдельных конструкций. Как заверила Ирина Кузнецова, устные договоренности с министерством культуры на эти работы есть.

Однако с полной уверенностью сказать, выходит ли конфликт вокруг дома Лопатина за границы правового поля, сложно. Прояснить ситуацию здесь сможет только министерство культуры. На момент публикации текста, официальные комментарии ведомства были до сих пор не согласованы. Как только мы получим позицию министерства по этому конфликту – читатели смогут с ней ознакомиться на нашем сайте.

Памятник остался на обочине закона

Чтобы прояснить тонкости так называемой реставрации памятников культуры и истории, «Вечерние Ведомости» обратились за консультацией к адвокату Ивану Кадочникову. Как выяснилось, сегодня до 90 процентов строительных работ по «восстановлению» культурных объектов ведутся либо несанкционированно, либо с грубейшими нарушениями закона.

Для того, чтобы получить разрешение на реконструкцию, люди, занимающиеся проектом должны предоставить на согласование в соответствующие органы эскизный проект того, как будет выглядеть памятник культуры после ремонта, – подчеркнул адвокат Иван Кадочников. – Однако, как показывает практика, эти эскизные проекты предоставляются уже после строительных работ, либо вовсе отсутствуют. Именно на стадии изучения эскизного проекта проходят всяческие экспертизы.

Кроме того, адвокат пояснил, что во время так называемой реставрации памятников культуры всегда остается поле для махинаций и спекуляции со стороны реализаторов и разработчиков проектов.

- Есть такая вещь, как паспорт культурного наследния. В нем записаны все исторические и культурные ценности, которые при любой реставрации или реконструкции должны оставаться в неизменном виде. Однако на деле эти документы, как правило, пусты, либо там значатся оконные и дверные проемы, – констатирует адвокат Иван Кадочников.

Получается очень удобная ситуация: когда паспорт пуст либо заполнен такими вот «культурными ценностями», как дверной проем, перестраивать и сносить можно все как душе угодно. А инспекции Росохранкультуры, уже ничего не останется, как констатировать, что все работы проведены по согласованию и в соответствии с законом. Ведь основные документы на памятник чаще всего уже заполнены наполовину.

– Ну, увидит инспектор, что в паспорте культурного наследия значится дверной проем, приедет на место, когда уже завершилась реконструкция – проем стоит на месте. По сути, все в порядке, – поясняет Иван Кадочников

«Вечерние Ведомости» уже направили запрос о предоставлении эскизных проектов и сведений о паспорте дома купца Лопатина. Позже они будут опубликованы на нашем сайте.

Осколки барокко в деловом центре города

Улица розы Люксембург переносит жителей XXI века в век XIX. Машина времени (а может и строительная техника) еще не дотянулась до этого несколько старомодного квартала. Вдоль улицы сохранились различные усадьбы и особняки, которые являются не просто историческим наследием, но и памятниками культуры. «Вечерние Ведомости» выяснили, чем может быть примечателен один из старинных особняков города – дом купца Лопатина.

Информацию о памятнике редакции предоставили специалисты музея истории Екатеринбурга.

Дом купца С. И. Лопатина относится к первой половине XIX века.
Каменный дом был показан уже на плане квартала в 1856 году. В 1881 году он был перестроен по проекту архитектора Реутова. С 1889 года усадьбой владел купец Лопатин. Она состояла из каменного трехэтажного дома, служб и бани. Позже здесь работала модная мастерская А. Изаксон. В 1910-х гг. в доме размещался электролечебный кабинет доктора А. Д. Левензона.


даже спустя два века памятник культуры выглядел прекрасно


Что же касается архитектурных решений, то дом был построен фактически по типовому проекту в лучших традициях классической архитектуры. Уже тогда существовали схемы «образцовых фасадов», рекомендованные для жилой застройки в Екатеринбурге. Позже дом был перестроен в 1881 году с барочным декором.

По данным работников музея, внешний облик дома Лопатина несколько веков назад был несколько иным:

Западный главный фасад, выходящий на красную линию улицы, был решен симметрично и имел семь оконных осей. По горизонтали фасад делится межэтажным поясом, а завершается венчающим карнизом.

Центральная часть выделена ризалитом (часть здания, выступающая за основную линию фасада – прим.ред.) в три оконные оси и балконом на уровне второго этажа. Ныне он утрачен, сохранились только литые кронштейны (опорные детали балкона – прим.ред.). Стена первого этажа рустована, над центральной частью окон руст (грубо отесанный камень или его имитация – прим.ред.) имитирует замковый камень. На втором этаже часть окон декорирована сандриками (декоративный карниз – прим.ред.) с лепниной.

Южный боковой и дворовый фасады не имеют декора. К северо-восточной части северного фасада вплотную примыкает флигель соседнего участка.
Анна Яшкина © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике

Еще новости >>>