В Екатеринбурге может появиться полезный «феодализм»
Новая система реформирования местного самоуправления: будет много парламентов и «мэров»
12.03.2014
Власть – ближе к народу. Этот лозунг озвучил в своем послании президент России Владимир Путин в конце прошлого года. В Госдуме РФ его услышали и подготовили реформу местного самоуправления. Благодаря ей депутатов в городе станет гораздо больше, а мэра перестанут избирать напрямую. Система немного напоминает феодальную лестницу. В Екатеринбурге уже прикинули, как это отразится на управлении городом, и пришли к выводу, что это и есть настоящая демократия. О настоящем и будущем местных представительных органов – в материале veved.ru
Накануне, 11 марта, около восьми часов вечера по Москве в Государственную думу РФ внесен законопроект с поправками к ФЗ-131 о местном самоуправлении в стране. Проект закона подготовили ряд депутатов и член Совета Федерации. Как заявлено в пояснительной записке, он должен стать ответом законодательной власти на идею президента России Владимира Путина сделать власть ближе к народу.
Идея реформировать местное самоуправление прозвучала в ежегодном послании главы государства, озвученном 12 декабря прошлого года. Путин прямо назвал районные власти «выхолощенными» и далекими от народа и поручил в 2014 году создать «сильную, финансово состоятельную власть на местах». За дело взялся Фонд ИСЭПИ (Институт социально-экономических и политических исследований), попросивший крупные города России сделать аналитическую записку своего видения ситуации и вариантов реформирования местного самоуправления.
Физика, лирика и аналитика
Екатеринбург стал первым городом, выполнившим просьбу Фонда, пояснил председатель Избирательной комиссии Екатеринбурга Илья Захаров. Сегодня, 12 марта, небольшое, 24-страничное издание в глянце представили на суд широкой публики. Аналитическую записку подготовила Общественная палата города.
Издание представляет собой конкретные мысли общественности по поводу изменений в местном самоуправлении. В главе «Введение» повествуется об истории возникновения вопроса. Авторы записки указывают, что в целом по стране проблема реорганизации местного самоуправления решается не одинаково: где-то происходит укрупнение субъектов, где-то, напротив, их разбивают на районы.
В связи с этим и моделей организации местного самоуправления Фонд предложил две. Первая – возврат к административно-территориальному делению на города и административные районы, при этом упразднение городских округов и органов местного самоуправления ГО. Их полномочия получат городские и районные администрации. Районы внутри города, как, например, сейчас в Екатеринбурге, останутся. Для каждого из них население выберет свой представительный орган, а уже он утвердит главу района.
Второй вариант предусмотрен на случай агломерации, то есть объединения муниципалитетов. В среднеуральской столице уже не первый год в воздухе витает идея «Большого Екатеринбурга», в который вошли бы ближайшие города. На бумаге идея пока не получила оформления, да и объединяться с Екатеринбургом согласны не все – например, не горит желанием это делать Березовский.
В случае воплощения идеи в жизнь, согласно аналитической записке, органы местного самоуправления территории не будут упразднены. При этом дополнительные представительные органы и главы городских районов все же будут выбраны. Из таких «низовых» властей и будет выбран представительный орган всей агломерации, причем в этом выборе население районов напрямую уже участвовать не будет. Кроме того, авторы не исключают, что глава агломерации может быть высшим должностным лицом региона. Иными словами, в каком-то смысле должность мэра Екатеринбурга и губернатора Свердловской области будет соединена.
По мнению председателя Общественной палаты Екатеринбурга Александра Татаркина, участвовавшего в разработке и презентации записки, инициативе президента и Госдумы он удивился. Он считает, что изменения в структуре местного самоуправления могут отрицательно повлиять на его стабильность. Правда, по его же словам, саму вертикаль власти эти изменения укрепят.
Его соратники по презентации Илья Захаров и директор Института муниципального управления, профессор, доктор юридических наук Игорь Выдрин также были не в восторге от изменений, отчего-то считая, что реформа может погубить сам ФЗ-131 о местном самоуправлении.
«Вечерний» законопроект
Внесенный накануне законопроект привел авторов аналитической записки в легкое замешательство, поскольку сделал её фактически бесполезной. Об этом прямо заявил Александр Татаркин, честно признавшись, что детально ознакомиться с проектом поправок не было времени.
Госдума решила все по-своему. Поправками предлагается не упразднять городские округа, а вот идея внутригородских районов со своими представительными органами нашла отражение в законопроекте. Эти самые районы могут получить право объединяться с соседними районами и разъединяться на более мелкие, согласуя свои действия с муниципальным образованием.
Парламент городского округа будет собран силами районных дум, то есть в гордуму войдут представители каждого района в равной пропорции вне зависимости от количества жителей. Мэра – председателя городской думы изберут из числа вошедших в неё депутатов, и сделают это сами депутаты, уже без прямого участия населения. Предусмотрена и должность сити-менеджера, в случае двуглавой системы управления муниципалитетом. Он будет наниматься, как и сейчас.
Из текста пояснительной записки понятно, что депутаты Госдумы РФ пока не совсем представляют себе, как именно будут распределены обязанности финансово-экономического плана между районными и муниципальными представительными органами. Точно расписать обязанности они обещают в других законодательных инициативах. Пока же в поправках указано, что фактически районный парламент будет заведовать важными вопросами формирования бюджета и прочими. Система управления немного напоминает феодальную лестницу, в которой стоящий во главе монарх не имеет абсолютной власти над всеми нижестоящими вассалами, а наиболее близки к власти крупные сеньоры, то есть депутаты муниципального парламента.
Что нас ожидает
Неизбежное увеличение количества народных депутатов поднимает вопрос о целесообразности таких перемен. Напомним, в Екатеринбурге сейчас работает 37 избранников. В случае, если в каждом районе появится хотя бы с десяток парламентариев местного пошиба, общее количество увеличится как минимум вдвое (как известно, в Екатеринбурге 7 районов).
Опрошенные изданием эксперты считают, что ничего плохого в этом нет, и, напротив, предлагают разделить город еще больше – по микрорайонам.
По мнению директора Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолия Гагарина, предлагаемая система местного самоуправления представляется достаточно интересной в плане установления демократии.
– Предложенная депутатами Госдумы РФ система является «смешанной», то есть укрепление власти будет одновременно и «сверху», и через народное волеизъявление. В этом есть резон, поскольку ранее мы уже наблюдали, как народом пытались управлять, образно говоря, назначив дворника директором, – отмечает эксперт. – Демократия должна быть подготовленной. По своей сути система напоминает советскую демократию, если отбросить то отрицательное, что в ней было: во времена Союза местные депутаты играли декоративную роль. Сейчас же мы можем построить хорошую демократию.
По мнению Гагарина, процесс преобразования власти на местах должен проходить под пристальным вниманием региональных и федеральных властей. Он также считает, что на предложенный законопроект могут в равной степени повлиять мнения общественников и депутатов.
– Сама по себе идея интересная. Процесс управления будет постоянно контролироваться со стороны народа. Это подорвет закрытые структуры в некоторых городах, о деятельности которых мы время от времени узнаем благодаря прокуратуре, – уверен он. – Разрушится закрытость, мы сможем убрать «клановость» в представительных органах, контроль будет лучше.
Другой опрошенный нами эксперт, известный уральский политолог Александр Предеин, считает, что сама система местного самоуправления в больших городах находится в зародышевом состоянии и подобная инициатива как раз поможет её сформировать.
– Нам нужно создавать систему местного самоуправления, потому что в больших городах её нет. В Екатеринбурге до сити-менеджера достучаться почти невозможно, проще обратиться к президенту России через его приемные. Избраться в гордуму Екатеринбурга простому человеку трудно, сейчас там сидят в основном олигархи. То есть, можно сказать, в городе местного самоуправления нет совсем, – считает он. – Если муниципальная власть спустится хотя бы до уровня района, то самоуправление может появиться. Вот смотрите: сейчас, весной, многие жители города жалуются на грязь. Это происходит отчасти потому, что власть далека от народа, когда будет ближе, будет намного проще «достучаться».
По мнению собеседника, можно было бы распространить создание районных представительных органов даже не на уровень самих районов, а гораздо «ниже», то есть создавать парламенты на уровне микрорайонов. Напомним, в настоящее время в городе 37 микрорайонов.
– Система выбора мэра – председателя гордумы из числа парламентариев, считаю, верная. Единственное, сама система запутанная, можно было бы упростить. Нынешняя система избрания председателя не из числа депутатов кажется мне не вполне корректной, – считает Предеин.
Насколько близка будет в этом случае власть, горожане смогут оценить только после того, как система придет в действие. Пока же ждем поправок к внесенному законопроекту – от них зависит, насколько демократичными будут новые принципы местного самоуправления.
Накануне, 11 марта, около восьми часов вечера по Москве в Государственную думу РФ внесен законопроект с поправками к ФЗ-131 о местном самоуправлении в стране. Проект закона подготовили ряд депутатов и член Совета Федерации. Как заявлено в пояснительной записке, он должен стать ответом законодательной власти на идею президента России Владимира Путина сделать власть ближе к народу.
Идея реформировать местное самоуправление прозвучала в ежегодном послании главы государства, озвученном 12 декабря прошлого года. Путин прямо назвал районные власти «выхолощенными» и далекими от народа и поручил в 2014 году создать «сильную, финансово состоятельную власть на местах». За дело взялся Фонд ИСЭПИ (Институт социально-экономических и политических исследований), попросивший крупные города России сделать аналитическую записку своего видения ситуации и вариантов реформирования местного самоуправления.
Физика, лирика и аналитика
Екатеринбург стал первым городом, выполнившим просьбу Фонда, пояснил председатель Избирательной комиссии Екатеринбурга Илья Захаров. Сегодня, 12 марта, небольшое, 24-страничное издание в глянце представили на суд широкой публики. Аналитическую записку подготовила Общественная палата города.
Издание представляет собой конкретные мысли общественности по поводу изменений в местном самоуправлении. В главе «Введение» повествуется об истории возникновения вопроса. Авторы записки указывают, что в целом по стране проблема реорганизации местного самоуправления решается не одинаково: где-то происходит укрупнение субъектов, где-то, напротив, их разбивают на районы.
В связи с этим и моделей организации местного самоуправления Фонд предложил две. Первая – возврат к административно-территориальному делению на города и административные районы, при этом упразднение городских округов и органов местного самоуправления ГО. Их полномочия получат городские и районные администрации. Районы внутри города, как, например, сейчас в Екатеринбурге, останутся. Для каждого из них население выберет свой представительный орган, а уже он утвердит главу района.
Второй вариант предусмотрен на случай агломерации, то есть объединения муниципалитетов. В среднеуральской столице уже не первый год в воздухе витает идея «Большого Екатеринбурга», в который вошли бы ближайшие города. На бумаге идея пока не получила оформления, да и объединяться с Екатеринбургом согласны не все – например, не горит желанием это делать Березовский.
В случае воплощения идеи в жизнь, согласно аналитической записке, органы местного самоуправления территории не будут упразднены. При этом дополнительные представительные органы и главы городских районов все же будут выбраны. Из таких «низовых» властей и будет выбран представительный орган всей агломерации, причем в этом выборе население районов напрямую уже участвовать не будет. Кроме того, авторы не исключают, что глава агломерации может быть высшим должностным лицом региона. Иными словами, в каком-то смысле должность мэра Екатеринбурга и губернатора Свердловской области будет соединена.
По мнению председателя Общественной палаты Екатеринбурга Александра Татаркина, участвовавшего в разработке и презентации записки, инициативе президента и Госдумы он удивился. Он считает, что изменения в структуре местного самоуправления могут отрицательно повлиять на его стабильность. Правда, по его же словам, саму вертикаль власти эти изменения укрепят.
Его соратники по презентации Илья Захаров и директор Института муниципального управления, профессор, доктор юридических наук Игорь Выдрин также были не в восторге от изменений, отчего-то считая, что реформа может погубить сам ФЗ-131 о местном самоуправлении.
«Вечерний» законопроект
Внесенный накануне законопроект привел авторов аналитической записки в легкое замешательство, поскольку сделал её фактически бесполезной. Об этом прямо заявил Александр Татаркин, честно признавшись, что детально ознакомиться с проектом поправок не было времени.
Госдума решила все по-своему. Поправками предлагается не упразднять городские округа, а вот идея внутригородских районов со своими представительными органами нашла отражение в законопроекте. Эти самые районы могут получить право объединяться с соседними районами и разъединяться на более мелкие, согласуя свои действия с муниципальным образованием.
Парламент городского округа будет собран силами районных дум, то есть в гордуму войдут представители каждого района в равной пропорции вне зависимости от количества жителей. Мэра – председателя городской думы изберут из числа вошедших в неё депутатов, и сделают это сами депутаты, уже без прямого участия населения. Предусмотрена и должность сити-менеджера, в случае двуглавой системы управления муниципалитетом. Он будет наниматься, как и сейчас.
Из текста пояснительной записки понятно, что депутаты Госдумы РФ пока не совсем представляют себе, как именно будут распределены обязанности финансово-экономического плана между районными и муниципальными представительными органами. Точно расписать обязанности они обещают в других законодательных инициативах. Пока же в поправках указано, что фактически районный парламент будет заведовать важными вопросами формирования бюджета и прочими. Система управления немного напоминает феодальную лестницу, в которой стоящий во главе монарх не имеет абсолютной власти над всеми нижестоящими вассалами, а наиболее близки к власти крупные сеньоры, то есть депутаты муниципального парламента.
Что нас ожидает
Неизбежное увеличение количества народных депутатов поднимает вопрос о целесообразности таких перемен. Напомним, в Екатеринбурге сейчас работает 37 избранников. В случае, если в каждом районе появится хотя бы с десяток парламентариев местного пошиба, общее количество увеличится как минимум вдвое (как известно, в Екатеринбурге 7 районов).
Опрошенные изданием эксперты считают, что ничего плохого в этом нет, и, напротив, предлагают разделить город еще больше – по микрорайонам.
По мнению директора Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолия Гагарина, предлагаемая система местного самоуправления представляется достаточно интересной в плане установления демократии.
– Предложенная депутатами Госдумы РФ система является «смешанной», то есть укрепление власти будет одновременно и «сверху», и через народное волеизъявление. В этом есть резон, поскольку ранее мы уже наблюдали, как народом пытались управлять, образно говоря, назначив дворника директором, – отмечает эксперт. – Демократия должна быть подготовленной. По своей сути система напоминает советскую демократию, если отбросить то отрицательное, что в ней было: во времена Союза местные депутаты играли декоративную роль. Сейчас же мы можем построить хорошую демократию.
По мнению Гагарина, процесс преобразования власти на местах должен проходить под пристальным вниманием региональных и федеральных властей. Он также считает, что на предложенный законопроект могут в равной степени повлиять мнения общественников и депутатов.
– Сама по себе идея интересная. Процесс управления будет постоянно контролироваться со стороны народа. Это подорвет закрытые структуры в некоторых городах, о деятельности которых мы время от времени узнаем благодаря прокуратуре, – уверен он. – Разрушится закрытость, мы сможем убрать «клановость» в представительных органах, контроль будет лучше.
Другой опрошенный нами эксперт, известный уральский политолог Александр Предеин, считает, что сама система местного самоуправления в больших городах находится в зародышевом состоянии и подобная инициатива как раз поможет её сформировать.
– Нам нужно создавать систему местного самоуправления, потому что в больших городах её нет. В Екатеринбурге до сити-менеджера достучаться почти невозможно, проще обратиться к президенту России через его приемные. Избраться в гордуму Екатеринбурга простому человеку трудно, сейчас там сидят в основном олигархи. То есть, можно сказать, в городе местного самоуправления нет совсем, – считает он. – Если муниципальная власть спустится хотя бы до уровня района, то самоуправление может появиться. Вот смотрите: сейчас, весной, многие жители города жалуются на грязь. Это происходит отчасти потому, что власть далека от народа, когда будет ближе, будет намного проще «достучаться».
По мнению собеседника, можно было бы распространить создание районных представительных органов даже не на уровень самих районов, а гораздо «ниже», то есть создавать парламенты на уровне микрорайонов. Напомним, в настоящее время в городе 37 микрорайонов.
– Система выбора мэра – председателя гордумы из числа парламентариев, считаю, верная. Единственное, сама система запутанная, можно было бы упростить. Нынешняя система избрания председателя не из числа депутатов кажется мне не вполне корректной, – считает Предеин.
Насколько близка будет в этом случае власть, горожане смогут оценить только после того, как система придет в действие. Пока же ждем поправок к внесенному законопроекту – от них зависит, насколько демократичными будут новые принципы местного самоуправления.
Иван Шумков © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
За ремонт разбитой в Богдановиче иномарки расплатилось казённое учреждение
Вторник, 26 ноября, 21.13
Свердловскую пригородную компанию штрафанули за холод в вагонах
Вторник, 26 ноября, 20.46
Онлайн-олимпиада «Безопасный интернет» стартовала в России
Вторник, 26 ноября, 20.16