Возрастное ограничение 18+

Путин и «не-Путин»

Кто стоит за кампанией Владимира Путина на Урале?

15.34 Вторник, 21 февраля 2012
Президентская кампания на Среднем Урале протекает крайне динамично. Не надо быть специалистом по предвыборным технологиям, чтобы заметить: Екатеринбург стал одним из важнейших идеологических центров в масштабах страны – как для членов штаба Путина, так и для оппозиции. И если уральская оппозиция следует повестке, которую устанавливают ее московские лидеры, то информационные поводы уральского штаба Путина, наоборот, получают развитие и в столице, и в других регионах.

На фоне двух последних политических кампаний – в 2010 и 2011 годах – происходящее сегодня отличается разительно. Ряд наблюдателей уже высказывали мнение, что причин здесь две. Во-первых, отстранение от кампании «мишаринских» политтехнологов, дважды проваливших выборы «Единой России». Вторая причина – руководство кампанией взяла в свои руки новая команда пиарщиков, о которых на Урале ранее никто из политтехнологов не слышал.

Наличие одного центра принятия решений по организационным и идеологическим вопросам, быстрая реализация идей, минимум интриг и максимум свежих идей – всё это крайне непохоже на стиль работы администрации губернатора Мишарина во время выборов.

Тот факт, что кампания протекает ярко и необычно, признают все, кто профессионально занимается политикой.

Политолог Сергей Тушин отмечает, что специфика предыдущих выборов состояла в том, что часть участников кампании (особенно на уровне субъекта федерации) не столько занималась выборами, сколько решала задачи второго порядка – условно назовем это вытеснением политических оппонентов и аппаратными играми.

– Это все, безусловно, не шло на пользу кампании. Отчасти это присутствует и сейчас, но в существенно меньшей степени. Уверен, что и на результате это скажется позитивно, – считает Тушин.

По мнению политолога, сегодня в Екатеринбурге идут настоящие выборы – с использованием технологических шагов, новаций, нестандартных ходов, прямой агитации и неких, в том числе рекламных и организационных, проектов, которые укладываются в логику президентской кампании, но таковыми юридически не являются.

Из мероприятий путинского штаба можно вспомнить и массовый митинг трудящихся, который прошел на привокзальной площади, и спецпоезд с уральскими рабочими, которые только что отправились в Москву на массовое мероприятие. Создание на Урале «рабочей» партии политологи также сочли эффективным ходом путинских пиарщиков. Традиционно новые проправительственные политические силы начинали свою жизнь в Москве. Однако в этот раз все по-другому. Политологи сходятся во мнении, что условной «партии власти» удалось отыграть навязываемое оппозицией противопоставление различных слоев общества. Результатом и стало создание партии, которая призвана защищать интересы «человека труда».

Отличие нынешней кампании от предыдущих признают и другие авторитетные политтехнологи. Так, политолог Вадим Дубичев отмечает, что «нынешняя кампания, безусловно, отличается от предыдущих куда большей идеологической составляющей «на местах».

– Речь идет и об издании местной продукции, и об акциях, которые организует местный штаб кандидата Путина. Я связываю это с изменением политической ситуации и с возрастающей политической конкуренцией. Есть еще одна важная причина остроты этой кампании. Сегодня в штабе Путина работают новые люди, ранее не замеченные в политических кампаниях, – отметил политолог.

Путин и «не-Путин»
Впервые по всей России во время президентской кампании проходят мощные митинги, инициированные политтехнологами


На этом фоне активизировалась так называемая несистемная оппозиция, выступления которой начались с начала декабря. Поводом стали итоги выборов в Государственную думу: по мнению ряда политиков, имели место нарушения, которые не признаются властью.

С конца 2011 года в Москве прошло уже несколько крупных акций недовольных граждан. Что касается Екатеринбурга, то и у нас некоторые политики способны вывести за собой недовольных граждан. Правда, на Урале демонстрации оппозиционеров довольно малочисленны.

Оппозиционные митинги становятся частью городского ландшафта, и в этом нет ничего необычного, отмечают эксперты. Скорее, необычно выглядел бы крупный город без некоторой доли недовольных граждан, которые собираются и делятся своими взглядами друг с другом и окружающими.

Сегодня уже забылось имя пламенного коммуниста, руководителя уральского отделения РКРП Нязипа Сарварова. Господин Сарваров с удручающей регулярностью – каждые выходные – устраивал пикет против антинародного режима на площади 1905 года. «Ельцин ограбил всех россиян», «СССР разрушили враги», «Присоединяйтесь к нашей борьбе» – вот кратко тезисы сарваровских выступлений.

В публичной политике ниши долго не пустуют, поэтому нет ничего удивительного в том, что после скоропостижной смерти коммуниста Сарварова нашлись желающие заняться «уличной» политикой. Нишу митингующих коммунистических оппозиционеров довольно быстро заняли оппозиционеры либеральные.

Что же касается содержательной части выступлений уральских оппозиционеров, то ее можно сформулировать довольно кратко.

– Идеологическая составляющая кампании оппозиции сводится к простой вещи: есть кандидат Путин и есть кандидат «не-Путин», – считает политолог Дубичев. – На этом строится, на мой взгляд, кампания оппозиции. Несистемная оппозиция ведет, безусловно, кампанию яркую и массовую. Их задача понятна – они стремятся сделать победу Путина максимально нелегитимной для последующего оспаривания.

Что же касается особенностей путинской кампании, то специалисты отмечают, что в ней используется ряд весьма неординарных приемов.

– Мне кажутся интересными рекламные проекты, реализованные финансово-промышленными группами. Формально эти проекты не являются агитационными, тем не менее являются повесткообразующими, – считает политолог Сергей Тушин. – Интересно участие в предвыборной кампании многих новых интернет-сайтов. Это говорит о том, что закончилась монополия радикальных оппозиционеров на работу в этом сегменте.

Вопрос о том, кто руководит кампанией Путина на Урале, пока что открыт. Сегодня понятно только, что у центра принятия решений огромные полномочия и значительные ресурсы – это видно по уровню решаемых задач и по качеству исполнения. Другое дело, что пока идеологам кампании удается сохранить инкогнито технологов. Скорее всего, имена людей, которые стоят за кампанией Путина на Урале, станут известны сразу после выборов.

Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям «Вечерних ведомостей» быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Евгений Федоров © Вечерние ведомости

Поддержать редакцию

Похожие материалы
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.
Работая с этим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Статистика использования сайта отправляется в Google и Yandex. Политика конфиденциальности
OK