«Запрет не вполне обоснован». Свердловский бизнес-омбудсмен прокомментировала решения властей Екатеринбурга в сфере НТО
06.11.2024
Недавно Вечерние ведомости взяли большое интервью у директора департамента потребительского рынка и услуг мэрии Екатеринбурга Максима Чаплыгина, в котором он рассказал о ходе «реформы НТО» и объяснил, что движет мэрией при принятии решения о сокращении нестационарных торговых объектов. Однако у бизнес-сообщества есть другой взгляд на происходящее, причём бизнесмены ссылаются на нормы федерального законодательства не меньше, чем мэрия. По просьбе Вечерних ведомостей прокомментировала нововведения администрации Екатеринбурга в сфере НТО уполномоченная по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх.
Артюх не во всём согласна с мэрией. Например, по мнению бизнес-обмудсмена, полный запрет на установку НТО на остановках общественного транспорта «не вполне обоснован».
Елена Артюх также отметила, что в стандарте идёт речь исключительно про автобусные остановки, но в Екатеринбурге есть остановки и других видов общественного транспорта, и не вполне понятны основания распространения запретов и на них. Кроме того, Артюх задалась вопросом, почему принятый в 2003 году стандарт не препятствовал размещению НТО на остановках почти 20 лет, и только сейчас на него начали ссылаться.
По поводу нового правила о запрете субаренды уполномоченный по защите прав предпринимателей высказала позицию, сходную с той, которую уже озвучивала во время обсуждения нововведений в гордуме. Сам термин «субаренда» применительно к вводимым изменениям Елена Артюх, по её словам, предпочла бы ставить в кавычки.
Бизнес-обмудсмен добавила, что пока ей неизвестно о спорах между администрацией и предпринимателями, в которых владельцу НТО, ссылаясь на новые правила, сказали бы о необходимости освободить место из-за того, что он сам не торгует. «Если у меня будут обращения, мы будем с ними работать, формировать судебную практику», — резюмировала бизнес-омбудсмен.
Елена Артюх прокомментировала и то, как соотносятся федеральные рекомендации с принимаемыми на муниципальном уровне в Екатеринбурге решениями.
Елена Артюх при этом подчеркнула, что нестационарный объект – это так или иначе временный объект, и предприниматель должен быть готов к тому, что его попросят этот объект убрать. Однако бизнес-обмудсмен считает, что ряд объектов, которые сейчас в рамках принимаемых мер по сокращению НТО администрация Екатеринбурга готовит к выносу, на самом деле можно сохранить, кроме того, работа этих объектов на протяжении многих лет подтверждает их востребованность, что в рыночной системе немаловажно.
Уполномоченная по защите прав предпринимателей также не считает, что ярмарки способны заменить нестационарные торговые объекты (число ярмарок в последние годы значительно выросло на фоне планомерного сокращения количества НТО – прим. ред.), поскольку НТО это всё-таки более стабильный формат, более понятный потребителям. Согласилась бизнес-обмудсмен и с проблемой непрозрачности процедуры попадания на ярмарки в Екатеринбурге – по словам Елены Артюх, к ней уже обращались предприниматели, получившие отказы на свои заявки по не вполне понятным основаниям.
Артюх не во всём согласна с мэрией. Например, по мнению бизнес-обмудсмена, полный запрет на установку НТО на остановках общественного транспорта «не вполне обоснован».
«На мой взгляд, такое огульное решение о запрете торговых объектов на всех остановках не вполне обосновано, если коллеги из муниципалитета в качестве обоснования используют этот отраслевой стандарт. Нужно каждое остановочное место рассчитывать, очерчивать вот эту «зону отчуждения», где могут быть только посадочные площадки и площадки ожидания, включая автопавильон, а на оставшейся территории, за их пределами, теоретически, можно найти место для НТО»,
— считает Елена Артюх.
Елена Артюх также отметила, что в стандарте идёт речь исключительно про автобусные остановки, но в Екатеринбурге есть остановки и других видов общественного транспорта, и не вполне понятны основания распространения запретов и на них. Кроме того, Артюх задалась вопросом, почему принятый в 2003 году стандарт не препятствовал размещению НТО на остановках почти 20 лет, и только сейчас на него начали ссылаться.
По поводу нового правила о запрете субаренды уполномоченный по защите прав предпринимателей высказала позицию, сходную с той, которую уже озвучивала во время обсуждения нововведений в гордуме. Сам термин «субаренда» применительно к вводимым изменениям Елена Артюх, по её словам, предпочла бы ставить в кавычки.
«Предприниматель заключает с муниципалитетом договор, который называется «договор на размещение нестационарных торговых объектов». Это не договор аренды чего-нибудь, что можно бы сдать в субаренду. Это главный момент. И на мой взгляд, муниципальным правовым актом запрещать предпринимателю сдавать в аренду своё имущество и обязывать исключительно самому вести там деятельность - не вписывается в требования Гражданского кодекса РФ. Ситуации бывают разные. Например, женщина ушла в декрет, и ей надо сдать этот павильон другому, чтобы он не простаивал, мужчина, скажем, ушёл на СВО, и возникла такая же ситуация – новые правила, выходит, ограничивают предпринимателей в этом праве»,
— сказала Артюх.
Бизнес-обмудсмен добавила, что пока ей неизвестно о спорах между администрацией и предпринимателями, в которых владельцу НТО, ссылаясь на новые правила, сказали бы о необходимости освободить место из-за того, что он сам не торгует. «Если у меня будут обращения, мы будем с ними работать, формировать судебную практику», — резюмировала бизнес-омбудсмен.
Елена Артюх прокомментировала и то, как соотносятся федеральные рекомендации с принимаемыми на муниципальном уровне в Екатеринбурге решениями.
«На федеральном уровне есть распоряжение о развитии конкуренции в России, в частности, в нём указано, что до 31 декабря 2025 года должны быть реализованы мероприятия, направленные на увеличение НТО и ярмарок, и ничего, кстати, там не говорится про нормативы, что это должно ограничителем каким-то выступать. Есть дорожная карта, в которой обозначен целевой показатель - увеличение числа НТО в 2025 году по сравнению с 2020. В Екатеринбурге, естественно, никакого увеличения не будет – потому что муниципальными властями обозначен путь к их сокращению. Но при этом нужно и понимать, что федеральное регулирование носит рекомендательный характер. Если бы оно носило обязательный характер, федеральные власти выдавали бы предписания. Сейчас они выдают рекомендации, и областные власти вместе с муниципальными выполняют эти рекомендации так, как они их видят»,
— заявила бизнес-омбудсмен.
Елена Артюх при этом подчеркнула, что нестационарный объект – это так или иначе временный объект, и предприниматель должен быть готов к тому, что его попросят этот объект убрать. Однако бизнес-обмудсмен считает, что ряд объектов, которые сейчас в рамках принимаемых мер по сокращению НТО администрация Екатеринбурга готовит к выносу, на самом деле можно сохранить, кроме того, работа этих объектов на протяжении многих лет подтверждает их востребованность, что в рыночной системе немаловажно.
Уполномоченная по защите прав предпринимателей также не считает, что ярмарки способны заменить нестационарные торговые объекты (число ярмарок в последние годы значительно выросло на фоне планомерного сокращения количества НТО – прим. ред.), поскольку НТО это всё-таки более стабильный формат, более понятный потребителям. Согласилась бизнес-обмудсмен и с проблемой непрозрачности процедуры попадания на ярмарки в Екатеринбурге – по словам Елены Артюх, к ней уже обращались предприниматели, получившие отказы на свои заявки по не вполне понятным основаниям.
Владислав Постников © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Жительницу Красноуфимска отправили в колонию за спаивание школьниц
Среда, 3 декабря, 17.53
В Екатеринбурге пройдет «Неделя (не)видимой инвалидности»
Среда, 3 декабря, 17.38
Екатеринбургская дума изменила порядок выбора мэра
Среда, 3 декабря, 17.23