Екатеринбург на распутье: ученые написали три прогноза развития города до 2035 года
02.03.2017
Долгосрочный прогноз социально-экономического развития муниципального образования его авторы обсудили с представителями местных СМИ. Правда, журналисты по привычке не хвалили и не ругали документ, а старались выпытать у спикеров детали и подробности.
Ученые Института экономики УрО РАН разработали три варианта развития событий: инерционный, базовый и инновационный. Проще говоря, плохой, средний и хороший. Поэтому, что бы ни происходило в жизни города, прогноз окажется более-менее точным в любом случае.
Инерционный вариант предполагает сохранение текущих тенденций деиндустриализации и рост торгово-сервисного сегмента экономики при умеренном росте инвестиций, базовый – то же самое, но при высоких инвестициях, инновационный – новую индустриализацию города, которая потребует существенных инвестиций.
Ученые считают оптимальным вариантом возрождение промышленности в Екатеринбурге. Этим прогноз принципиально отличается от предыдущего стратегического плана развития города, принятого при Аркадии Чернецком. Тогда, кстати, именно диверсификация экономики удержала город на плаву, когда рушились промышленные предприятия и на боку лежала «оборонка».
И не вполне понятно, как город может принципиально повлиять на экономическую ситуацию, если средства для поддержки экономики выделяет область и к ней же перешли градостроительные полномочия.
Прогноз основан на сегодняшней официальной статистике. Между тем официальные данные о количестве мигрантов, безработных, как признают ученые, отличаются от реальных в разы. То же самое и с зарплатой (вспомним о «конвертах»). В инновационном сценарии она вырастет к 2035 году в три раза – до 123 тысяч рублей. Цифра кажется невероятной, но вспомним об инфляции и о том, какими огромными показались бы сегодняшние наши доходы двадцать лет назад. Даже в 2016 году реальная, а не номинальная зарплата составила 89 процентов от 2015 года.
Заведующая отделом региональной промышленной политики и экономической безопасности регионов Института экономики УрО РАН Виктория Акбердина отметила, что количество крупных предприятий останется прежним или даже сократится. Но ученые надеются, что новая индустриализация будет развиваться за счет малого и среднего инновационного бизнеса.
– Этот прогноз должен стать инструментом создания плана на долгосрочную перспективу, – считает начальник департамента экономики администрации Алексей Прядеин. – Документ получился объемный, но бесценный.
В разделе «Транспорт» предполагается, что перевозка пассажиров вырастет всеми видами транспорта, кроме троллейбуса, который считают неперспективным и невыгодным. Правда, авторы сценария не принимают во внимание возможные технологические прорывы в разных областях, в том числе на транспорте. Здесь уместно вспомнить прогноз британских ученых о развитии транспорта в Лондоне, сделанный в начале прошлого века. По их подсчетам, через двадцать лет город должен был утонуть в конском навозе.
Уделено внимание и экологии. Количество зеленых насаждений на человека неуклонно снижается, но не из-за их уничтожения, а потому, что население быстро увеличивается. Вынос промышленных предприятий за черту города не поможет заметно улучшить экологическую обстановку, поскольку заводы дают лишь 15 процентов вредных выбросов, а все остальное – это выхлопные газы. Точки роста для промышленности экономисты видят в производстве высокотехнологичной гражданской продукции на предприятиях ОПК, а также в развитии технопарков и кластеров.
Фото автора
Ученые Института экономики УрО РАН разработали три варианта развития событий: инерционный, базовый и инновационный. Проще говоря, плохой, средний и хороший. Поэтому, что бы ни происходило в жизни города, прогноз окажется более-менее точным в любом случае.
Инерционный вариант предполагает сохранение текущих тенденций деиндустриализации и рост торгово-сервисного сегмента экономики при умеренном росте инвестиций, базовый – то же самое, но при высоких инвестициях, инновационный – новую индустриализацию города, которая потребует существенных инвестиций.
Ученые считают оптимальным вариантом возрождение промышленности в Екатеринбурге. Этим прогноз принципиально отличается от предыдущего стратегического плана развития города, принятого при Аркадии Чернецком. Тогда, кстати, именно диверсификация экономики удержала город на плаву, когда рушились промышленные предприятия и на боку лежала «оборонка».
И не вполне понятно, как город может принципиально повлиять на экономическую ситуацию, если средства для поддержки экономики выделяет область и к ней же перешли градостроительные полномочия.
Прогноз основан на сегодняшней официальной статистике. Между тем официальные данные о количестве мигрантов, безработных, как признают ученые, отличаются от реальных в разы. То же самое и с зарплатой (вспомним о «конвертах»). В инновационном сценарии она вырастет к 2035 году в три раза – до 123 тысяч рублей. Цифра кажется невероятной, но вспомним об инфляции и о том, какими огромными показались бы сегодняшние наши доходы двадцать лет назад. Даже в 2016 году реальная, а не номинальная зарплата составила 89 процентов от 2015 года.
Заведующая отделом региональной промышленной политики и экономической безопасности регионов Института экономики УрО РАН Виктория Акбердина отметила, что количество крупных предприятий останется прежним или даже сократится. Но ученые надеются, что новая индустриализация будет развиваться за счет малого и среднего инновационного бизнеса.
– Этот прогноз должен стать инструментом создания плана на долгосрочную перспективу, – считает начальник департамента экономики администрации Алексей Прядеин. – Документ получился объемный, но бесценный.
В разделе «Транспорт» предполагается, что перевозка пассажиров вырастет всеми видами транспорта, кроме троллейбуса, который считают неперспективным и невыгодным. Правда, авторы сценария не принимают во внимание возможные технологические прорывы в разных областях, в том числе на транспорте. Здесь уместно вспомнить прогноз британских ученых о развитии транспорта в Лондоне, сделанный в начале прошлого века. По их подсчетам, через двадцать лет город должен был утонуть в конском навозе.
Уделено внимание и экологии. Количество зеленых насаждений на человека неуклонно снижается, но не из-за их уничтожения, а потому, что население быстро увеличивается. Вынос промышленных предприятий за черту города не поможет заметно улучшить экологическую обстановку, поскольку заводы дают лишь 15 процентов вредных выбросов, а все остальное – это выхлопные газы. Точки роста для промышленности экономисты видят в производстве высокотехнологичной гражданской продукции на предприятиях ОПК, а также в развитии технопарков и кластеров.
Фото автора
Александр Беляев © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Свердловские пожарные за сутки потушили 14 техногенных пожаров
Среда, 27 ноября, 21.04
Более 10 тысяч нарушений ПДД пресекли свердловские автоинспектора на прошлой неделе
Среда, 27 ноября, 20.40
Новый этап благоустройства ждёт Парк Маяковского
Среда, 27 ноября, 20.07