Мы рождены, чтоб сказку сделать былью... Ирбит – признанный центр музейного дела
29.02.2016
Довольно сложно, после поездки в Ирбит Свердловской области и знакомства с директором Государственного музея изобразительных искусств Валерием Карповым, что-то рассказать в одной публикации... Нужно признать, что предположения об уникальности собрания музея, который расположен в уральской глубинке, при его посещении не просто становятся убеждением, но и формируют у посетителя четко чувство соприкосновения с чудом.
Чудо, что в практически увядающем уральском городке, где за последние десятилетия закрылись практически все градообразующие предприятия (Ирбитский стекольный завод, известные ирбитские пивоварня и ликеро-водочный завод), а другие влачат жалкое существование (на Ирбитском мотозаводе от 12 000 работников осталось около 120, Ирбитская швейная фабрика товарный оборот уменьшила в 25 раз...), численность населения с 52 000 снизилась до 37 000 человек, кроме знакового молочного гиганта - Ирбитского молочного завода, работает музейное объединение в выставочных залах которого находятся работы великих мастеров живописи - Леонардо да Винчи, Дюрера, Франсиско Гойи, Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка и Тициана... Одно только перечисление известных имен может занять практически весь пост...
А все начиналось в далеких 50-х годах, когда семья военнослужащих Карповых решила вернуться на родину, в Ирбит, и когда Валерий Карпов, путешествовавший с родителями, оказался в незнакомом уральском городе, в котором жили его тети, дяди, с историей которого было связано не одно поколение рода Карповых.
Вспоминая тот период своей жизни, Валерий Карпов не рассказывает о сложностях послевоенного времени, а говорит о тех людях, которые его окружали и, в конечном счете, определили становление его мечты – создание художественной галереи.
Конечно, это учителя: учитель рисования – Георгий Петрович Мордяшов, который, видя тягу маленького Валеры к рисованию, признал, что в мальчике есть дарование не просто художника, а искусствоведа, учитель русского языка и литературы Виктория Георгиевна Вологжанина, которая помогла своему ученику не просто мечтать, а сформировать литературно оформленный образ сокровенной мечты. Валерий Карпов так рассказывает : «Кто бы мог подумать, что тема будущего, которая была дана нам, перевернет всю мою жизнь. Сочинение, которое я написал в 1964 году, где рассказал о фантастическом для Ирбита проекте создания художественного музея, была не просто отмечена, но и прочитана на межрайонном совещании учителей. Это была первая моя награда за школьное сочинение».
Вот так, благодаря учителям, распознавшим в ученике талант и поддержавшим его юношескую мечту, Валерию Карпову удалось главное, не растерять порыв, а начать подготовку к его реализации.
Спустя всего 8 лет, после знакового сочинения, 3 января 1972 года в Ирбите распахнул двери первый в городе выставочный зал изобразительного искусства.
Для ирбитчан это знаковое событие сопоставимо, наверное, с выставкой Серова в Москве в наши дни. Горожане записывались на несколько дней вперед, чтобы попасть на выставку. Это было начало триумфа высокого искусства над повседневной серостью будней. Горожане своим вниманием к выставке поддержали смелый проект Валерия Карпова. Именно благодаря всенародной поддержке и окрепшему авторитету Директора новой галереи стало возможным формирование уникальной для России коллекции офортов. В настоящее время музей фактически представляет собой единственный в стране специализированный музей гравюры и рисунка. Его собрание насчитывает около 15 тысяч произведений и делится на два основных блока: "Мастера гравюры и рисунка XV-XX веков. Европа и Россия" и "Мастера уральского искусства XX века. Живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство". Поддержка Государственного Эрмитажа и переданные в Ирбитский музей картины позволили в 2012 году заново открыть для зрителей работу Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой».
За более, чем сорокалетнюю историю, из скромного провинциального выставочного зала Валерию Карпову удалось создать музейное объединение, которое, наравне со столичными музеями, является столпом российского искусствоведения и музейного дела.
Вдали от столичного шума и суеты, в уральской глубинке, хранятся, выставляются и популяризируются шедевры мирового значения. И все благодаря творчеству, организаторским способностям и настойчивости Валерия Карпова. Этот человек, ставший легендой еще при жизни, сумел из сказки и мечты сделать реальность, сохраняя традиции уральских мастеров, которые как сказочный Данила-мастер, видят цель, умеют отсечь лишнее, создают визуальный и осязаемый образ, которым мы можем восхищаться…
Сайт Валерия Карпова - http://www.k-w-a.ru/
Об Ирбитском государственном музее изобразительных искусств довольно полная информация по ссылке - http://www.museum.ru/m1526
Некоторые мои посты об Ирбите:
Февральские истории. Рассказ об Ирбитской ярмарке.
Навстречу ирбитской ярмарке... СИЗО-2 (Ирбит). Историческая справка.
В публикации использованы фотографии из архива Ирбитского государственного музея изобразительных искусств, фотографии из поездки в альбоме по ссылке - https://fotki.yandex.ru/users/alexanikin71/album/512580/?&p=9.
Александр Аникин, Интернет-журналист, блогер, член Союза журналистов РФ, руководитель АНО ЦКТ "Клуб уральских блогеров", входит в состав Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по Свердловской области, в Общественный совет при МУГИСО
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов
Чудо, что в практически увядающем уральском городке, где за последние десятилетия закрылись практически все градообразующие предприятия (Ирбитский стекольный завод, известные ирбитские пивоварня и ликеро-водочный завод), а другие влачат жалкое существование (на Ирбитском мотозаводе от 12 000 работников осталось около 120, Ирбитская швейная фабрика товарный оборот уменьшила в 25 раз...), численность населения с 52 000 снизилась до 37 000 человек, кроме знакового молочного гиганта - Ирбитского молочного завода, работает музейное объединение в выставочных залах которого находятся работы великих мастеров живописи - Леонардо да Винчи, Дюрера, Франсиско Гойи, Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка и Тициана... Одно только перечисление известных имен может занять практически весь пост...
А все начиналось в далеких 50-х годах, когда семья военнослужащих Карповых решила вернуться на родину, в Ирбит, и когда Валерий Карпов, путешествовавший с родителями, оказался в незнакомом уральском городе, в котором жили его тети, дяди, с историей которого было связано не одно поколение рода Карповых.
Вспоминая тот период своей жизни, Валерий Карпов не рассказывает о сложностях послевоенного времени, а говорит о тех людях, которые его окружали и, в конечном счете, определили становление его мечты – создание художественной галереи.
Конечно, это учителя: учитель рисования – Георгий Петрович Мордяшов, который, видя тягу маленького Валеры к рисованию, признал, что в мальчике есть дарование не просто художника, а искусствоведа, учитель русского языка и литературы Виктория Георгиевна Вологжанина, которая помогла своему ученику не просто мечтать, а сформировать литературно оформленный образ сокровенной мечты. Валерий Карпов так рассказывает : «Кто бы мог подумать, что тема будущего, которая была дана нам, перевернет всю мою жизнь. Сочинение, которое я написал в 1964 году, где рассказал о фантастическом для Ирбита проекте создания художественного музея, была не просто отмечена, но и прочитана на межрайонном совещании учителей. Это была первая моя награда за школьное сочинение».
Вот так, благодаря учителям, распознавшим в ученике талант и поддержавшим его юношескую мечту, Валерию Карпову удалось главное, не растерять порыв, а начать подготовку к его реализации.
Спустя всего 8 лет, после знакового сочинения, 3 января 1972 года в Ирбите распахнул двери первый в городе выставочный зал изобразительного искусства.
На фотографиях конец 70-х годов. Ирбитские выставки, организованные Карповым.
Для ирбитчан это знаковое событие сопоставимо, наверное, с выставкой Серова в Москве в наши дни. Горожане записывались на несколько дней вперед, чтобы попасть на выставку. Это было начало триумфа высокого искусства над повседневной серостью будней. Горожане своим вниманием к выставке поддержали смелый проект Валерия Карпова. Именно благодаря всенародной поддержке и окрепшему авторитету Директора новой галереи стало возможным формирование уникальной для России коллекции офортов. В настоящее время музей фактически представляет собой единственный в стране специализированный музей гравюры и рисунка. Его собрание насчитывает около 15 тысяч произведений и делится на два основных блока: "Мастера гравюры и рисунка XV-XX веков. Европа и Россия" и "Мастера уральского искусства XX века. Живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство". Поддержка Государственного Эрмитажа и переданные в Ирбитский музей картины позволили в 2012 году заново открыть для зрителей работу Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой».
За более, чем сорокалетнюю историю, из скромного провинциального выставочного зала Валерию Карпову удалось создать музейное объединение, которое, наравне со столичными музеями, является столпом российского искусствоведения и музейного дела.
Вдали от столичного шума и суеты, в уральской глубинке, хранятся, выставляются и популяризируются шедевры мирового значения. И все благодаря творчеству, организаторским способностям и настойчивости Валерия Карпова. Этот человек, ставший легендой еще при жизни, сумел из сказки и мечты сделать реальность, сохраняя традиции уральских мастеров, которые как сказочный Данила-мастер, видят цель, умеют отсечь лишнее, создают визуальный и осязаемый образ, которым мы можем восхищаться…
Сайт Валерия Карпова - http://www.k-w-a.ru/
Об Ирбитском государственном музее изобразительных искусств довольно полная информация по ссылке - http://www.museum.ru/m1526
Некоторые мои посты об Ирбите:
Февральские истории. Рассказ об Ирбитской ярмарке.
Навстречу ирбитской ярмарке... СИЗО-2 (Ирбит). Историческая справка.
В публикации использованы фотографии из архива Ирбитского государственного музея изобразительных искусств, фотографии из поездки в альбоме по ссылке - https://fotki.yandex.ru/users/alexanikin71/album/512580/?&p=9.
Александр Аникин, Интернет-журналист, блогер, член Союза журналистов РФ, руководитель АНО ЦКТ "Клуб уральских блогеров", входит в состав Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по Свердловской области, в Общественный совет при МУГИСО
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов
© Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Осуждённому по статье о «педофилии» екатеринбургскому тренеру Ражеву отказали в УДО
Пятница, 11 июля, 11.47
Жительница Перми выплатила штраф за неправомерный оборот средств платежа
Пятница, 11 июля, 10.51
Жителя Свердловской области будут судить за имитацию ДТП ради получения страховых выплат
Пятница, 11 июля, 10.41